Технологии профилактики наркотической зависимости

Содержание

Профилактика наркомании

Технологии профилактики наркотической зависимости

Глобальные масштабы приобретает наркотическая зависимость. Основными потребителями наркотиков являются люди в возрасте до 35 лет. Большинство школьников впервые пробуют наркотические вещества уже в 12-летнем возрасте.

Ассортимент вредных препаратов на наркорынке увеличивается со скоростью математической прогрессии.

Они не только вызывают быстрое привыкание, но и негативно воздействуют на здоровье детей, поэтому во всем мире огромное внимание уделяется внедрению различных мер, направленных на предупреждение наркозависимости и ее профилактики.

Характеристика заболевания

Наркомания – это зависимость человека от приема токсичных препаратов.

Наркотические средства опьяняюще воздействуют на психику личности, вызывая приятное чувство эйфории. Они имеют ряд побочных эффектов, которые разрушительным образом отражаются на состоянии человека, провоцируя как психологическое, так и физиологическое привыкание.

Перерыв в приеме препаратов вызывает у человека болезненное состояние – наркотическую ломку. Эйфория проходит быстро, вынуждая наркомана искать новую дозу. Иллюзия удовольствия и радости испаряется в течение нескольких часов, после чего больной впадает в состояние мнимого покоя.

Страдающий от наркотической зависимости все время находится в поисках источника удовольствия.

Эта вредная привычка заставляет его забыть обо всем на свете и толкает на совершение страшных поступков, лишь бы как можно быстрее раздобыть наркотик.

В этом состоянии больной забывает о родных и друзьях, бросает работу и учебу, теряет интерес ко всему, что его окружает, полностью разрушая свою жизнь.

Круг общения такой личности кардинальным образом меняется. Человек начинает вести асоциальный образ жизни, нередко попадает в дурную компанию, в результате чего оказывается в тюрьме. Некоторые наркоманы заканчивают жизнь самоубийством, поэтому важно с раннего возраста воспитывать правильное отношение к такому социально опасному явлению, как наркомания.

Основные причины

Говоря о профилактике наркомании, необходимо вспомнить основные причины, влияющие на ее появление. Понимание того, что толкает к приему запрещенных веществ, поможет эффективнее организовать борьбу с этим пагубным явлением. Выделяют 4 основные причины наркомании.

  1. Семейные проблемы. Подтолкнуть к наркотику могут неурядицы в семье и плохие взаимоотношения с родителями. Это может быть связано как с отсутствием должного внимания взрослых, так и с их чрезмерной опекой. Чтобы убежать от окружающей его действительности, человек начинает искать утешение в наркотических веществах.
  2. Любопытство и скука. Эти два чувства могут спровоцировать прием наркотиков. Такими мотивами руководствуются люди, которые легко поддаются чужому влиянию. Каждый, кто впервые пробует наркотик, считает, что от одного раза ничего ужасного не случится.
  3. Желание добиться интеллектуального и творческого успеха. Возникает оно у взрослых людей, которые имеют отношение к творчеству и искусству. Прием наркотических средств помогает им творить и реализовывать свои идеи.
  4. К другим причинам, провоцирующим распространение наркомании, можно отнести психологические проблемы и конфликты человека, желание походить на своего кумира, влияние плохой компании.

Субъекты и объекты профилактики

Наркомания и ее профилактика сегодня широко изучаются по всему миру. Чтобы побороть это опасное социальное явление, разрабатываются методы, которые используют различные службы. Это могут быть как государственные инстанции, так и волонтерские организации. Субъектами, принимающими участие в профилактике наркомании, являются:

  • антинаркотические ведомства;
  • органы внутренних дел;
  • образовательные учреждения;
  • социальные службы;
  • органы здравоохранения;
  • службы по вопросам молодежной политики;
  • общественные организации;
  • кризисные службы (в т. ч. негосударственные).

Объектами же профилактики являются лица с наркотической зависимостью, а также те, кто находится в категории риска – дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, люди, ведущие асоциальный образ жизни, вышедшие из мест лишения свободы, бывшие наркоманы.

Несмотря на то что в борьбе с распространением наркомании задействовано множество различных организаций и управлений, количество людей, поддающихся влиянию вредных препаратов, все время увеличивается.

Виды мероприятий

Всемирная организация здравоохранения уделяет огромное внимание проблеме наркомании и вопросам ее профилактики. Работа по предотвращению распространения этой пагубной зависимости ведется в трех основных направлениях.

  1. Работа с подрастающим поколением. Это комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы для счастливой и полноценной жизни ребенку не были нужны дополнительные стимуляторы в виде запрещенных препаратов. Взаимодействие взрослых с детьми помогает им найти интерес в жизни и определиться со своими планами, благодаря чему у школьников не возникает желания попробовать наркотики. Для этого разрабатываются специальные программы, пропагандирующие здоровый образ жизни. Это могут быть занятия спортом, увлечение танцами и различными философскими школами. Первичная профилактика включает в себя санитарно-гигиеническое воспитание населения и борьбу общества с распространением запрещенных препаратов.
  2. Взаимодействие с людьми, знающими из собственного опыта, что такое наркотическая зависимость: встречи, открытые занятия, флешмобы, беседы и лекции, в ходе которых бывшие наркоманы рассказывают о своей жизненной истории и делятся опытом. Не стесняясь, молодые люди говорят о том, что им довелось пережить, делая акцент на вреде и последствиях наркотиков.
  3. Поддержка наркоманов, которые прошли реабилитацию и стремятся вернуться к нормальной жизни. Очень важна в этот период поддержка и понимание окружающих людей. Чтобы не случился рецидив и человек снова не вернулся к наркотикам, ему необходимо найти хорошую работу, завести друзей, поверить в себя. Третичная профилактика предполагает помощь, направленную на успешную социализацию человека.

Вопросы наркомании и меры ее профилактики охватывают разновозрастную аудиторию, хотя упор делается на работу с молодежью. Если подростки будут помнить о вреде запрещенных препаратов и знать, что в любой ситуации они не останутся без помощи взрослых, им вряд ли захочется пробовать наркотик.

Полезные рекомендации

Информируя о проблеме наркомании и ее профилактике, следует помнить, что мероприятия должны соответствовать принципам:

  • быть позитивными — негатив может содержаться лишь в описании последствий наркотической зависимости;
  • любая информация должна подкрепляться выводом, в котором рассказывается, как противостоять этой пагубной привычке и куда следует обращаться за помощью;
  • публикации разрабатываются с учетом определенной адресной аудитории;
  • подготавливается материал при участии соответствующих специалистов (медиков, психологов, правоохранителей, соцработников);
  • должно быть налажено сотрудничество со СМИ.

В обязательном порядке комплекс профилактических мер включает в себя телефонные консультации.

Это могут быть горячие линии, специалисты которых оказывают анонимную психологическую поддержку и снабжают позвонивших информацией о центрах реабилитации, а также круглосуточные онлайн-службы.

Существуют еще и телефоны доверия – к работе с наркозависимыми людьми подключаются профессиональные психотерапевты.

В учебных заведениях проводятся различные лекции, открытые уроки и встречи, демонстрируются фильмы и передачи, направленные на борьбу с наркоманией и пропагандирующие здоровый образ жизни. Если работа организована правильно, она обязательно даст положительный результат, и у ребенка не возникнет желания пробовать наркотики.

Самой эффективной будет работа с детьми, которые учатся в начальных классах: основные правила поведения, как и информация о том, что хорошо и плохо, заложенные в возрасте 7–12 лет, остаются в памяти навсегда и влияют на поступки человека. Лучше всего на детскую психику воздействуют фотографии с изображением людей, пострадавших от зависимости. Благодаря этому у детей создается негативный образ наркомана.

Для работы с подростками необходимо выбрать иные формы воздействия. Это могут быть беседы с врачом-наркологом, а также встречи с людьми, которые некогда испытали на себе пагубное воздействие токсических веществ.

В этом возрасте молодежь нуждается в понимании взрослых, поэтому, кроме тематических мероприятий, направленных на профилактику наркомании, следует проводить различные встречи по интересам, концерты, выставки, соревнования.

Чтобы работа со школьниками имела постоянный характер, во многих общеобразовательных учреждениях в учебную программу включен специальный курс по профилактике наркозависимости и пропаганде активного образа жизни.

Подобная работа должна вестись и в студенческой среде. Часто встречаются ситуации, когда, поступив в высшие учебные заведения и стремясь не выпасть из компании, молодежь обращается к наркотикам.

Преподаватели должны внимательно следить за изменением поведения своих студентов.

Вредные вещества часто реализуются на территории вуза, поэтому необходимо вовремя выявить имеющиеся пункты распространения наркотических препаратов.

Не менее важно сотрудничество всевозможных структур в работе, направленной на профилактику наркозависимости. После выявления подростка, принимающего наркотики, необходимо оказать ему помощь, направить на лечение, предоставить психологическую реабилитацию и социальную защиту, если у ребенка неблагополучная семья.

Заключение

Понимание пагубного воздействия наркотических препаратов на организм человека должно формироваться в раннем возрасте.

Если вы узнали информацию о том, что ваш знакомый принимает наркотики, не теряйте время — сразу же обращайтесь за помощью в социальные службы и медицинские учреждения.

В этот период больной, как никогда, нуждается в вашем внимании и поддержке. Не теряйте веры в то, что у вас обязательно получится его вылечить. Важно найти общий язык и вызвать доверие с его стороны. Помните, если вы не поможете ему побороть эту пагубную привычку, то он сломает свою жизнь. Если же вы проявите терпение и любовь, то обязательно добьетесь успеха.



Источник: https://psyhoday.ru/zavisimosti/profilaktika-narkomaniya-1.html

Профилактика наркомании в образовательной среде. Международный день борьбы с наркоманией

Технологии профилактики наркотической зависимости

Проблема употребления наркотиков является одной из самых актуальных в современном мире. Не обошла она стороной и Россию. В стране постоянно растет немедицинское использование психотропных веществ, и прежде всего в молодежной и подростковой среде.

Ситуация настолько остра, что требует активных и решительных действий. И начальным этапом борьбы с данной проблемой является профилактика наркомании в образовательной среде.

Причина возникновения проблемы

Подростковая наркомания получила свое распространение в результате того многогранного кризиса общественной жизни, который охватил нашу страну. Причиной возникновения данной проблемы также стали:

  • неустойчивые социальные и экономические условия жизни населения, породившие неуверенность в завтрашнем дне, разрушившие общепринятые и традиционные идеалы;
  • рост преступности;
  • войны;
  • обесценивание жизни человека.

Профилактика наркомании и школе

Основные черты характера человека формируются в раннем детстве. Это дошкольный и младший школьный возраст. В данный период на ребенка важно оказать правильное воздействие. Все изученные маленьким человеком правила и нормы он пронесет через свою жизнь.

Одной из частей воспитательного процесса должна стать профилактика наркомании в образовательной среде. К сожалению, в настоящее время пагубная привычка, связанная со злоупотреблением психотропных веществ, имеет масштабы эпидемии.

Причем происходит постоянное дальнейшее распространение данного явления.

В связи с этим профилактика наркомании в образовательной среде имеет огромное значение. Она предусматривает целый комплекс мер, направленных на предупреждение возникновения данного явления.

Наркотическая зависимость – это особое состояние, когда человек постоянно думает о дозе и стремится получить ее для устранения психического дискомфорта. Ради ощущения эйфории такие люди идут на все.

Они легко переступают границы моральных норм, разрушают свои семьи, совершают любые преступления, вплоть до убийств. Все интересы наркомана сводятся только к добыче и последующему употреблению психотропных веществ.

Именно поэтому в кругу его общения находятся, как правило, только антисоциальные личности. Общество стремится вернуть таких людей к полноценной жизни и снизить рост наркомании.

Важная роль для решения этой задачи отводится школе. Профилактика наркомании и токсикомании среди подростков имеет огромное значение. И это неудивительно. Именно подростки наиболее часто становятся жертвами вредных пристрастий.

Профилактика наркомании в образовательной среде призвана повлиять на формирование собственного мнения ребенка.

Подросток должен иметь четкое представление о психотропных веществах, их действии на организм, а также о том, какие последствия несет их употребление.

Борьба с наркоманией в школе является первичной профилактической мерой. Она направлена на работу с детьми, у которых нет опыта приема психоактивных веществ. Задача педагогов заключается в создании у подростков личного иммунитета, направленного на противостояние приему первой дозы.

В сегодняшнем мире все свое время люди тратят на добывание средств к существованию. Родителям некогда следить за изменениями в поведении детей и появлениями сигналов опасности. Эту задачу берут на себя учителя, ведь большую часть своего активного времени ребенок проводит в школе.

Основы педагогической профилактики

Борьба с наркоманией в стенах образовательного учреждения ставит перед собой задачу формирования у подростков и молодежи следующего:

  • общечеловеческих ценностей;
  • умений и знаний психологической защиты от привлечения к антисоциальной деятельности;
  • здорового образа жизни.

Первичная профилактика наркомании в учебных заведениях ориентируется не на саму проблему и ее последствия, а на раскрытие и освоение ресурсов личности и психики, а также оказание помощи молодому человеку в самореализации его личности.

Школа призвана воспитывать учащихся таким образом, чтобы они могли самостоятельно справляться со своими жизненными проблемами и психологическими затруднениями без приема наркотических веществ.

А на это способна только психически здоровая и развитая личность.

Современное антинаркотическое обучение

Ранее педагогическая профилактика представляла собой воспитание в ребенке определенных образцов и нормативов поведения. Сегодня этого мало. Нынешнее антинаркотическое обучение призвано создать установки, которые дети должны сформировать самостоятельно.

Однако работа по профилактике наркомании должна исключить обратный эффект повышенного интереса.

Другими словами, та информация, которая сообщается учащимся, должна быть подобрана таким образом, чтобы не спровоцировать поисковую активность ребенка и не возбудить в нем желание проверить достоверность сведений на собственном опыте.

Приводимые данные о воздействии тех или иных наркотиков на организм человека не должны указывать на вероятность смертельного исхода. В противном случае это может спровоцировать ребенка на реальные действия суицида.

Целью проведения профилактических мероприятий является создание личного иммунитета к приему первой дозы не только на уровне понимания, но и на уровне эмоций и ощущений, идущих из подсознания. Как добиться такого результата? Для этого нужно ввести в ежедневный процесс педагогической работы элементы ненавязчивого воздействия на учащихся.

Обучение основным навыкам

Профилактика наркомании в школе должна сформировать у учащегося:

  • навыки самосохранения (не выпить случайно неизвестное лекарство, не стать пассивным курильщиком, избегать контактов с наркоманами);
  • эмоциональное неприятие так называемых наркотических моделей поведения (люди, употребляющие психотропные средства, жалкие и больные, и похожим на них быть непрестижно);
  • осознание того, что переход в состояние зависимости скор и незаметен (некоторым людям достаточно один раз употребить дозу);
  • собственную жизненную позицию, которая позволит очертить свой круг интересов и выстраивать с окружающими позитивные отношения без помощи рюмки или сигареты;
  • умение в любой ситуации отстаивать свою точку зрения.

Проведение бесед

Лекция – это основное мероприятие по профилактике наркомании в образовательном учреждении. Ее цель гуманна. Дети выслушивают рассказ о наркотиках и об их вреде. Однако нередко педагог старается описать то состояние, которое стремится испытать употребляющий наркотики человек.

Бывает, что некоторые учащиеся концентрируются на этом. Услышав про положительные эффекты наркотиков, у них появляется желание испытать такое состояние. Именно поэтому при рассмотрении темы «Профилактика наркомании» специалисты предлагают обсуждать проблему в дискуссионной форме.

Проведение классного часа

Профилактика наркомании и токсикомании в школе должна осуществляться стараниями педагогов. Одним из средств, которое учитель должен взять на свое вооружение, является классный час.

«Наркомания и ее пагубное влияние на человека» – это тема, которая должна рассматриваться во время его проведения. На данное мероприятие желательно пригласить сотрудников полиции и медиков. Они проведут для ребят мини-лекции о том, насколько вредны наркотики.

Это позволит получить максимальный положительный эффект от проведенного мероприятия.

Педагог любого профиля вполне может и самостоятельно провести подобный классный час. Наркомания должна стать основной темой проводимой беседы. При этом желательно иметь наглядные средства. Плакаты по наркомании могут заранее подготовить сами ребята. Для большего понимания остроты проблемы желательно показать документальный фильм или слайды.

Проведение тематического дня

Не лишним будет проведение мероприятия по профилактике наркомании в общешкольных рамках. Для этого следует организовать тематический день, посвященный проблеме. Учащиеся также должны принять участие в проведении мероприятия.

На них можно возложить задачу по подготовке рисунков на эту актуальную тему. Результатом детского творчества не помешает поинтересоваться школьному психологу.

Специалист сможет в полной мере оценить образованность учащихся по данной проблеме и выявить существующие пробелы в знаниях.

Работа с родителями

Самую большую заинтересованность в результатах воспитания и развития ребенка должна проявлять семья. Однако большинство родителей рассматривают наркоманию как индивидуальную проблему, существующую у отдельных людей.

Часто папы и мамы ошибочно уверены в том, что те беды, которые несут человечеству психотропные средства, никак не коснутся их ребенка. Порой у взрослой части населения отсутствуют элементарные навыки и знания по этой теме.

Это также не позволяет оказать на ребенка нужное воспитательное воздействие.

Есть и такие родители, которые стремятся скрыть факт употребления наркотических средств их ребенком. Они отводят свое чадо к специалистам, занимающимся частной практикой, однако этим еще больше усугубляют проблему.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что частью профилактики детской наркомании является проведение разъяснительной работы с родителями. Основные направления такой деятельности состоят в следующем:

  • формировании активного отношения семьи к наркотизации их ребенка;
  • принятии предупредительных мер по недопущению появления пагубной привычки;
  • организации благополучной среды, в которой есть нетерпимость к наркотикам.

Основная задача работы школьных педагогов с родителями учащихся преследует цель ознакомления пап и мам с теми психологическими особенностями, которые имеются у ребенка, а также разъяснение правильных путей поведения во время семейных конфликтов, предопределяющих поведение подростка.

Задача педагога состоит также и в том, чтобы помочь родителям осознать имеющиеся в семье социально-средовые ресурсы. Это поможет близким людям преодолеть проблемы, связанные с взаимоотношениями. Используя полученные знания, родители сами определяют стратегию и направление своих действий.

Организацией профилактической антинаркотической работы с родителями учащихся занимается заместитель директора по воспитательной работе, а также школьный психолог, классные руководители, социальные педагоги и привлеченные лекторы-специалисты.

При этом каждый из сотрудников выполняет в этом процессе свою задачу. Так, представители администрации образовательного учреждения осуществляют контроль и координацию всей профилактической работы.

В то же время учителя, у которых имеется более тесный контакт со школьниками и их родителями, организуют внеклассные мероприятия и освещают проблему наркомании на уроках.

Не остается в стороне и школьный врач. Он является важным звеном профилактической антинаркотической работы, являясь консультативным пунктом для родителей, педагогов и детей. Активную поддержку педагогического процесса обеспечивает школьный психолог. Этот специалист оказывает посильную психологическую помощь учащимся и их родителям.

В организации профилактики наркомании принимают участие и органы ученического самоуправления. Они проводят социологические исследования, создают волонтерские движения и активно участвуют во всех антинаркотических мероприятиях.

Международный день борьбы с наркотиками

Много бед приносят человечеству психотропные средства. Как остановить эпидемию века? Для этого существуют специальные службы.

В дань уважения ко всем, кто не склонил голову перед бедой и пытается предотвратить ее неизбежность, во всех странах мира отмечается Международный день борьбы с наркоманией. Его проводят 26 июня. Утвердила это день Генеральная Ассамблея ООН еще в 1987 году.

Такое решение было принято с целью доказательства того, что мировое общество стремится к жизни без зависимости от психотропных веществ.

Борьбу с наркотиками человечество ведет уже давно. Пути ограничения ввоза из азиатских стран этих веществ искали представители 13 стран еще в 1909 г., когда собрались на заседание Шанхайской опиумной комиссии. К сожалению, проблема с годами не уходит, а становится все острее.

Опиум заменили наркотики более тяжелого типа, которые стали применять внутривенно. Тревогу вызывает и то, что вместе со своим распространением болезнь становится моложе. По данным статистики Минздрава, на сегодняшний день в России насчитывается 400 тысяч наркоманов.

Однако специалисты полагают, что эта цифра значительно больше.

Практически все студенты крупных вузов страны знают того, кто торгует наркотиками, и где можно взять очередную дозу, а 25% московских школьников сообщили при проведении анкетирования, что уже до 15-летнего возраста пробовали психотропные вещества.

Мировой опыт убедительно показывает, что запретительные меры не помогают остановить это зло. Именно поэтому лозунги, которые каждый год выдвигает Международный день борьбы с наркоманией, не являются запрещающими.

Например, в 1999 году событие освещалось словами «Музыка против наркотиков», а в 2001 г. – «Спорт против наркотиков».

При проведении этого Международного дня ООН обращает особое внимание на то, что учителям, семьям и детям следует признать существование проблемы и принимать все возможные меры профилактики для недопущения ее распространения.

Источник: http://fb.ru/article/197550/profilaktika-narkomanii-v-obrazovatelnoy-srede-mejdunarodnyiy-den-borbyi-s-narkomaniey

Основные профилактические методы наркомании

Технологии профилактики наркотической зависимости

Профилактика – это методы и мероприятия, направленные на предупреждения развития/появления чего либо. Профилактика наркозависимости подразумевает под собой виды деятельности, направленные на предупреждение употребления и ликвидацию последствий.

Если говорить о государственном уровне, то профилактика наркотиков представляет собой двухкомпонентную систему, работающую на запрет на распространение наркотиков и пропаганду здорового жизни, в котором нет места употреблению психоактивных препаратов.

Антинаркотическая пропаганда – это в первую очередь профилактика алкоголизма и наркомании, которая обеспечивается в общеобразовательной среде, средствами массовой информации, социальными работниками и психологами. Общая профилактика направлена на субпопуляцию подростковой среды и молодежи, ее целью является активное противодействие основным причинам увеличения наркопотребления.

Общие методы профилактики:

  • Проведение информационно-пропагандистской работы, в том числе:
  1. информирование о позиции власти, методах профилактики и вреде наркомании;
  2. борьба с наркоманией, направленная на формирование правильного общественного мнения к существующей проблеме;
  3. формирование установок на здоровый образ жизни;
  4. информирование о том, к чему приводит употребление наркотиков;
  5. стимулирование к своевременному обращению за квалифицированной помощью;
  6. влияние на формирование общественно поощряемых ценностей у подростков.
  • Методы, направленные на развитие навыков, необходимых подросткам для правильной социализации и преодоления жизненных сложностей:
  1. волонтерская работа, направленная на воспитание «правильного» подросткового лидерства;
  2. разработка программ формирования жизненных ценностей и навыков трезвой жизни.

Борьба с наркотиками в образовательной среде

Профилактика наркомании в образовательной среде является важнейшим элементом развития здорового общества. Здоровое общество, в котором отсутствует наркомания, это эталон, к которому необходимо стремиться. В этом обществе профилактические мероприятия сводятся к беседам на тему негативного влияния наркотиков и последствиям их употребления.

В настоящее время обезопасить подростка от приема психоактивных средств чрезвычайно сложно. Различные молодежные субкультуры пропагандируют прием наркотиков, нимало не смущаясь привлечением даже детей 12-14 лет.

Формирование зависимости в столь раннем возрасте наступает практически после первого приема, что усугубляет течение заболевания и отягощает лечение. Формирование образа наркомана, окутанного ореолом таинственности и популярности, у подростков происходит очень быстро.

Всевозможные рассказы «бывалых» о том, какой кайф дает употребление наркотиков и их уговоры попробовать зачастую перечеркивают весь успех профилактической работы.

Наркотики в школе – это с одной стороны недосмотр и попустительство администрации и педагогического коллектива, с другой постоянное развитие отрасли приводит к появлению новых веществ, для употребления которых не требуется шприц, их можно добавлять даже в простое питье.

В настоящее время мощным аргументом «против» является резкое увеличение смертности от употребления синтетических наркотиков.

Страх потери жизни останавливает некоторых молодых людей от начала употребления, но у большинства подростков страх смерти понятие несколько эфемерное, поэтому беседы необходимо подкреплять документальными фильмами.

По-прежнему наиболее эффективным методом профилактики являются беседы, подкрепленные убедительными и достоверными фактами. Просто сказать, что наркозависимость – это плохо и на этом ограничиться, не приведет ни к какому положительному результату.

Даже взрослый человек не склонен воспринимать получаемую извне информацию на веру. А подростки, тем более в переходном возрасте, когда у них  перед глазами есть примеры знакомых, принимающих наркотики и рассказывающих при этом, насколько это «круто» и «кайфово», тем более не поверят и не проникнутся.

Информация должна быть четко структурирована и содержать документальные подтверждения.

Ограничиваться только школьными беседами ни в коем случае не стоит, родители и значимое окружение должны общаться с ребенком, уделять ему время, знать его друзей и интересы, грамотно организовывать досуг.

Необходимо выделять время на посещение интересных кружков и активный отдых семьей.

Окруженный любовью, вниманием и заботой ребенок крайне редко задумывается о приеме наркотиков, как правило, наркомания – это удел несчастный людей.

Источник: http://narcot.com/index.php/narco/105-lechenie/306-osnovnye-profilakticheskie-metody-narkomanii

Мероприятия по профилактике наркомании: беседы, тренинги, лекции, ролевые игры

Технологии профилактики наркотической зависимости

Повсеместное распространение наркомании приобрело угрожающие масштабы, а меры, принимаемые в качестве профилактики данного опасного для каждого явления, должны быть направлены на все слои общества и представлять собой комплекс разноплановых действий с высокой степенью результативности.

Мероприятия по профилактике наркомании

Различного рода мероприятия, цель которых — профилактика наркомании, должны направляться выявление имеющихся провокационных факторов и случаев пристрастия к наркотическим веществам, а также определение причин склонности к наркомании. Важным также я является нахождение путей устранения возможностей и причин возникновения данной болезни.

Основными направлениями мер по профилактике наркомании и алкоголизма являются социальные, педагогические и медико-психологические мероприятия, направленные на выявление имеющихся проблем и возможность их решения.

Наиболее важными на сегодняшний день можно считать проведение профилактических мероприятий в школе, поскольку именно подростки являются категорией населения, наиболее подверженных чужому (порой негативному) влиянию.

Совместная работу педагогов и родителей может обеспечить наибольшую результативность данных мероприятий.

Немаловажными следует считать также мероприятия, осуществляемые с помощью СМИ: возможность максимально широкого распространения данных о вреде наркотической зависимости, массовые опросы и информация о возможности получения анонимной помощи, — всё это может широко освещаться при помощи средств массовой информации.

Наиболее действенными такие мероприятия станут в том случае, если информация преподносится в наиболее просто воспринимаемой форме и положительном ракурсе, чтобы не вызвать реакции отторжения.

Это особенно важно при работе с подростками, которые в силу своих возрастных особенностей часто воспринимают всё новое негативно.

Ее смысловая нагрузка должна преподноситься в положительном, жизнеутверждающем ключе — именно такой подход позволяет получить результате при работе с людьми, уже имеющим опыт употребления наркотических препаратов.

Направления

Применение нескольких основных направлений по разработке и внедрению методов профилактической работы по распространению наркомании позволяет максимально эффективно воздействовать на целевую аудиторию и получать ощутимые результаты в виде выявления случаев приверженности наркотикам и оказания медицинской, социальной и психологической помощи наркоманам.

К наиболее важным следует отнести четыре главных направления в такой работы:

  • Проведение активной воспитательной и просветительской работы среди подростков и молодежи ввиду ее особой восприимчивости к приобщению к наркотическим веществам. Такая работы должна проводиться в школах и учреждениях образования, причем проведение ее в виде опросов, диалогов и правильно построенных лекций принесет значительно большие плоды в сравнении с принудительным посещением лекционных занятий с не слишком интересно построенным планом работы.
  • Санитарно-гигиеническое воспитание населения основано на информировании населения о вреде наркотиков, их негативном влиянии на все сферы жизни, и проводятся такие мероприятия также в виде преподнесения необходимой информации. Осуществляться это может с помощью средств СМИ, телевидения и радиовещания.
  • Общественная борьба с распространением и употреблением наркотиков. Здесь немаловажным составляющим фактором успеха станет личный пример и информации и возможности получения анонимной помощи как медицинского, так и психологического характера.
  • Административно-законодательные меры применяются уже в случае явного нарушения законов. И боязнь несения справедливого наказания за распространение и употребление наркотиков также может сослужит хорошую службу в деле профилактики распространения наркомании.

Эти четыре главные направления работы по информированию населения, в частности молодежи, а также практические работы (диалоги, опросы и анкетирование) позволяют добиться главной цели профилактики — выявить наличие уже имеющихся проблем и предупредить их дальнейшее развитие.

В проводимой работе с населением следует различать несколько основных аспектов, которые позволяют правильно подобрать средства по профилактике и систематично воздействовать на все слои и категории общества. Существует три степени воздействия на целевые группы и население в целом.

Первичная

Основной целью первичной профилактики является предупреждение начала приобщения к наркотическим средствам.

Основными стратегиями в данном направлении следует считать:

  • социальное воздействие, которое осуществляется при взаимодействии с населением;
  • психологическая помощь позволяет решить возникающие проблемы внутри личности и при взаимодействии с окружающими, внутри коллектива;
  • педагогические методы, обеспечивающие получение результата путем проведения обучения и познавательных бесед.

Нельзя переоценить в этом отношении и помощь СМИ в распространении данных о негативном воздействии всех видов наркотических препаратов на здоровье и социальную адаптацию человека. Помощь волонтеров, которые также организовывают и проводят просветительскую работу и помогают найти решение тем, кто имеет определенные проблемы и уже ощущает свою наркозависимость.

Вторичная

В цели вторичной профилактики входит максимально раннее выявление лиц, которые уже имели опыт приобщения к наркотикам и могут либо уже получили зависимость от таких веществ. Также вторичная профилактика занимается вопросами предотвращения рецидивов и возвращением к наркотическим средствам.

При недостаточности же вторичной профилактики применяется третичная.

Третичная

При обнаружении наркотической зависимости применяются меры по их восстановлению. Для этого осуществляется ряд медицинских и социально-психологических мероприятий, направленных на устранения такой патологической тяги к наркотикам.

На видео доклад о современных методах и формах профилактики наркомании:

Работа социального педагога

Социальный педагог, являясь одним из наиболее важных звеньев в профилактической работе в предотвращении распространения наркомании, выполняет множество разноплановых задач и может в значительной мере помочь человеку, который либо склонен к проявлению наркотической зависимости, либо уже ее имеет.

Для получения положительного результата в процессе социально-педагогической профилактики наркомании, педагог должен максимально индивидуально подходить к данной проблеме, давая подростку возможность полностью высказаться, а правильную мораль преподносить по возможности аккуратно и последовательно. При этом акцент на профилактические меры может делаться и в урочные, и во внеурочные часы.

К наиболее результативным методам работы с подростками по проведению профилактики наркомании следует отнести следующие формы:

    1. Проведение беседы, которая станет наиболее доверительной — именно такой подход даст максимальные результаты и позволит наладить контакт. В процессе беседы раскрываются главные негативные влияния наркотических препаратов на социальную адаптацию и воздействие на здоровье, а также последствия для употребляющего наркотики и его окружения.
    2. Дискуссия — вовлечение в беседу подростка позволяет выявить наличие проблемы либо возможное ее появление. При правильно подобранном сценарии можно в наибольшей степени добиться доверительного отношения и получить максимум информации, предложив оказание необходимой помощи (медицинской и психологической).
    3. Лекции — данный метод позволяет донести необходимые данные и в большей мере повысить степень интереса аудитории к вопросу профилактики наркомании. Материал, преподносимый в процессе лекции, должен быть в наиболее удобной форме, чтобы подросток мог воспринять ее и применить.
    4. Ролевые игры также позволяют воссоздать ситуации, когда возникшая зависимость от наркотических препаратов может быть обыграна в процессе такого развлечения. Например, игра «Марионетка» основана на передачи ощущений при управлении человека другими, а игра «Зависимость-независимость» в сочетании с презентацией кадров фильма об опасностях наркотиков позволяет прочувствовать ощущения зависимости и независимости от наркотиков.

Диаграмма эффективности проведения ролевых игр

  1. Психогимнастика — данный метод относится к невербальному методу воздействия и позволяет экспрессивно взаимодействовать в группе. С помощью таких занятий можно переживать определенные эмоции, проблемы в пристрастии к наркотикам в данном случае проявляются при помощи мимики, движений, пантомимы.
  2. Тренинг поведения — групповые занятия позволяют развить навыки социализации, умения общаться в коллективе. А возможность вариантности поведения позволяет рассмотреть разные последствия определенных видов поведения.
  3. Методы опроса психолого-педагогического исследования позволяют проводить анкетирование среди подростков, и такой метод считается достаточно результативным при работе с подростками. Они могут осуществляться в устной и письменной форме.
  4. Интервью и анкетирование. С помощью данной методики осуществляется специфическое воздействие на человеку либо группу людей. Благодаря анкетированию можно выявить взгляды человека на существующую проблему, его отношение к наркомании в целом.

Какие же результаты могут получаться при использовании перечисленных программ по профилактике наркомании?

Ожидаемые результаты

Методы, направленные на профилактику наркомании, принесут ощутимые результаты при комплексном их применении и нацеленности на результат.

Благодаря всем методам воздействия на население, в частности на подростков и молодежь, становится возможным проведение профилактических мероприятий, которые позволяют предотвратить возникновение патологической зависимости и тяги к наркотическим веществам, а также решить проблему при возникновении выраженной зависимости.

Формирование основ здорового образа жизни, развитие личностного потенциала и обучение навыкам социального общения позволяют в большей мере заинтересовать все категории населения в отсутствии наркотической зависимости.

Источник: http://gidmed.com/narkologiya/narkomaniya/metody-profilaktiki-narkomanii.html

Общая профилактика

Общая профилактика наркомании направлена на подрастающее поколение в целом. Ее задача — устранить или ослабить влияние общественных факторов риска. Отсутствие социальных гарантий, уверенности в будущем, экономическая и политическая нестабильность — все это может повлечь изменения личности и в том числе формирование зависимостей.

В рамках общей профилактики проводятся разные мероприятия, направленные на:

  • информирование молодежи об опасности потребления наркотиков;
  • утверждение «здоровых» социальных норм (пропаганда спорта, образования, ЗОЖ и других положительных ценностей);
  • просветительскую работу в отношении антинаркотической политики властей;
  • помощь подросткам в преодолении сложных жизненных ситуаций.

Говоря об общей профилактике наркозависимости, нельзя не вспомнить о Стратегии государственной антинаркотической политики, которая действует до 2020 года.

В ее рамках ежегодно проводятся тысячи мероприятий, например:

  • проект «Спорт против наркотиков» — организация соревнований, спортивных праздников, фестивалей и других мероприятий под антинаркотическими лозунгами;
  • акция «Сообщи, где торгуют смертью» — круглосуточный телефон доверия, по которому можно анонимно рассказать о фактах распространения наркотиков;
  • образовательная программа «Профилактика наркомании среди молодежи» для студентов и учащихся.

Образовательная программа «Профилактика наркомании среди молодежи»

Выборочная профилактика

Выборочная профилактика направлена на группы риска. К ним можно отнести:

  • детей из неблагополучных семей;
  • «трудных» подростков с нарушениями поведения;
  • молодых людей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, испытывающих социальные, психологические и другие проблемы.

С такими детьми и подростками занимаются психологи, педагоги, социальные работники. Они проводят индивидуальные и групповые консультации, тренинги, игровые и спортивные мероприятия. В Москве, например, существуют центры «Дети улиц», которые организуют профилактическую работу с несовершеннолетними.

Симптоматическая профилактика

Целевая группа симптоматической профилактики стоит уже на следующей ступени вовлеченности в проблему наркомании. Это люди, которые периодически потребляют психоактивные вещества, но еще не считаются наркозависимыми. Как правило, у них уже имеются отклонения в поведении.

На стадии симптоматической профилактики к работе подключаются медики — психиатры, наркологи. Важная роль отводится диагностике наркозависимости.

Какие организации отвечают за профилактику наркомании среди населения

Главный орган, который управляет профилактикой наркомании на уровне власти, — это ГУНК МВД РФ. За воплощение в жизнь антинаркотической политики отвечают государственные и муниципальные учреждения в таких областях, как:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • молодежная политика;
  • социальная защита.

Особая роль принадлежит антинаркотическим комиссиям, которые действуют во всех субъектах РФ и подчиняются Государственному антинаркотическому комитету.

Службы психологической помощи подросткам и другим людям, оказавшимся в кризисной ситуации, тоже вносят большой вклад в предупреждение наркомании.

В Вашей семье есть наркоман?Оставьте номер телефона и наши специалисты Вам помогут!

Профилактика наркомании в семье

Как бы ни старалось государство решить проблему наркомании, главное влияние на поведение ребенка и подростка оказывает семья. Вовремя увидеть проблемы и помочь с ними справиться, не дать преходящим трудностям перерасти в большую беду, воспитать здоровую, сильную личность — программа минимум для каждого родителя.

Но важно избегать крайностей. Тотальный контроль обычно провоцирует зависимость. Допросы, запреты общения, встреч с друзьями, принудительные тесты на выявление наркотиков без объективных причин — это меры недоверия. Начинать нужно не с них, а с создания здоровой психологической атмосферы в семье и формирования правильных ценностей.

Доверие

Если подросток близок с родителями, доверяет им, не боится их гнева, у него нет секретов. А у взрослых нет нужды выпытывать, что с ребенком не так: он сам охотно расскажет о своих проблемах. В такой атмосфере дружелюбия и понимания вероятность того, что подросток начнет принимать наркотики, крайне низка.

Интересы

Скука, недостаток впечатлений — одна из причин, по которым молодые люди начинают принимать наркотики. Когда у подростка есть увлечения, жизнь интересна сама по себе, и для того чтобы увидеть мир в ярких красках, не нужно входить в измененное состояние сознания.

Увлечения подростков

Поощряйте любимые занятия ребенка, помогите ему самостоятельно найти хобби, предоставьте свободно выбрать дело по душе. Хорошо, когда у всей семьи есть общие интересы. Если подросток проводит время вместе с родителями и получает от этого удовольствие, наркотик ему не нужен.

Уверенность

Психологические проблемы, столь типичные для переходного возраста, часто толкают подростков на путь наркозависимости. Бытующий в молодежной среде стереотип о том, что принимать наркотики «круто», может привести к попытке победить неуверенность в себе таким простым, но опасным способом.

Сильную личность нужно воспитывать с детства — общаться, объяснять, подавать пример собственным поведением. Успехи в учебе, спорте, интересное хобби, «правильный» круг общения помогают заложить фундамент здоровой психики.

Знания

Расскажите ребенку честно и открыто, к чему приводит употребление разных психоактивных веществ, приведите убедительные примеры. Не нужно замалчивать проблему наркомании. Налагая табу, вы тем самым невольно поощряете интерес к запретной теме. Не говоря уже о том, что подросток может продолжать принимать наркотики из-за элементарного незнания последствий.

Личный пример

Бесполезно объяснять ребенку вред зависимости, если вы сами подвержены ей. Ваши действия всегда говорят громче любых слов. Если вы хотите лучшего будущего для своих детей — начинайте с себя, преодолейте зависимости, которые у вас есть и подавайте правильный пример.

Реабилитация

Цель реабилитации — предотвратить рецидивы у тех, кто прошел лечение. Одно лишь снятие физической зависимости не дает эффекта и почти всегда заканчивается срывом, если не сопровождается восстановлением социальных функций, изменением всей системы ценностей. Именно на устранение психологических причин наркомании направлена реабилитация.

Эффективная реабилитационная программа соответствует нескольким критериям:

  1. Комплексное воздействие
  2. Длительный срок
  3. Индивидуальный подход
  4. Профессионализм сотрудников
  5. Проверенные методики
  6. Поддержка после окончания программы, помощь в адаптации и трудоустройстве

Всем этим условиям отвечает программа «Решение». Она проводится последовательно, в несколько этапов, и начинается с мотивационной работы, в итоге которой больной осознает необходимость отказа от наркотиков.

За время реабилитации пациент постепенно учится полноценной трезвой жизни: привыкает контролировать эмоции, избавляется от психологических травм, вырабатывает навыки общения, обучения, обретает новые интересы.

После окончания программы специалисты центра «Решение» гарантируют бывшему наркозависимому пожизненную поддержку.

Группа поддержки наркозависимых

Профилактика после реабилитации

Чтобы закрепить результат реабилитационной программы, специалисты «Решения» рекомендуют выпускникам:

  • заниматься в группах самопомощи;
  • продолжать самостоятельно работать по шагам;
  • избегать прежней компании, предпочитать бывшим приятелям общество выздоравливающих от зависимости;
  • анализировать свои эмоции с помощью «Дневника чувств»;
  • учиться справляться с трудностями самостоятельно, не перекладывать на близких ответственность за свою жизнь.

После реабилитации по программе «Решение» пациенты получают пожизненное сопровождение. Сотрудники центра помогают выпускникам найти работу, предоставляют возможность заниматься в группах взаимопомощи, консультироваться со спонсором. Если, несмотря на соблюдение всех рекомендаций, рецидив все же произойдет, специалисты «Решения» проведут повторный курс лечения бесплатно.

16.01.2018 г.

О заболевании / О выздоровлении / Наркомания / Родителям /

Источник: https://NetNarkotiki.ru/blog/profilaktika-narkomanii-3.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.