Семейная психотерапия. Циркулярное интервью

Открываются три программы повышения квалификации для семейных психологов и психотерапевтов

Семейная психотерапия. Циркулярное интервью
© Коллекция Essentials/ iStock

Факультет социальных наук на базе магистерской программы «Системная семейная психотерапия» запускает серию коротких программ дополнительного профессионального образования для психологов и психотерапевтов.

Магистерская программа «Системная семейная психотерапия» реализуется на факультете социальных наук Высшей школы экономики четвертый год.

Откликаясь на запросы выпускников, которые постоянно стремятся повышать свою квалификацию, а также ориентируясь на тех, кто обучается психотерапии в настоящий момент, факультет социальных наук на базе магистерской программы «Системная семейная психотерапия» создал новый продукт — краткосрочные программы повышения квалификации. Наполнение программ повышения квалификации происходит за счет тем, выходящих за рамки магистерской программы.

1. «Системная семейная арт-терапия»

Программа повышения квалификации «Системная семейная арт-терапия» стартует  в конце июня 2018 года. Это интегративная программа, объединяющая разработки в двух интенсивно развивающихся пространствах психотерапии — системном подходе и арт-терапии.

Направление появилось благодаря сотрудничеству со студией арт-терапии «САМО» и преподавателем Лонг-Айлендского университета, психотерапевтом, доктором Кристин Керр, которая много лет готовит специалистов по системной семейной арт-терапии.

В прошлом году доктор Керр приезжала в Москву и прочитала в Высшей школе экономики открытую лекцию. Объединение таких, казалось бы, идеологически разных терапевтических школ, как системного подхода и арт-терапии, лишь на первый взгляд представляется необычным.

На самом деле, арт-терапевтические техники всегда использовались системными терапевтами при работе с семьей. Слушатели программы узнают, как системный семейный терапевт может использовать инструментарий арт-терапии для реализации интервенций.

Этот курс создан для специалистов с разным «бэкграундом»: он будет интересен и тем, кто имеет образование в системном подходе, и тем, кто скорее относит себя к арт-терапевтам.

Программа предполагает два учебных блока. Первый  вводный блок — двухдневный тренинг, который будет проходить в два потока.

Один поток (для «арт-терапевтов») — введение в системный подход.

За два дня преподаватели программы «Системная семейная психотерапия» Марина Травкова, Елена Фисун, Елена Чеботарева, Евгения Фарих, Гражина Будинайте проведут короткие лекции, семинары и тренинги, посвященные разным направлениям системного подхода. Участники этой группы смогут познакомиться и усвоить базовые принципы системного мышления и особенности системного взгляда на проблему и психотерапевтический процесс.

Другой поток (для «системщиков») — введение в арт-терапию. Два дня руководитель студии арт-терапии «САМО» Анна Ше будет знакомить участников группы с основными инструментами арт-терапии, техниками и принципами работы в этом направлении.

Второй блок программы посвящен системной семейной арт-терапии. Его проведет доктор Кристин Керр. Этот блок займет три полных дня и будет наполнен практикой, упражнениями, супервизиями и разборами кейсов.

2. Циркулярное интервью — практический курс

Еще одна программа повышения квалификации — курс Анны Варги «Циркулярное интервью — практический курс». Циркулярное интервью — базовый метод системной семейной психотерапии, без которого не обходится ни один из системных подходов, как классических, так и постклассических.

На основе циркулярного интервью системный терапевт, работающий в классической модели, строит гипотезу, формулирует обратную связь и предлагает задания.

Навык создания вопросов для циркулярного интервью абсолютно необходим всем практикующим психологам, которые работают с парами, детьми и родителями или целой семьей.

Программа стартует 3 июля.

3. Работа с родителями детей, имеющих проблемную симптоматику

Следующая программа повышения квалификации называется «Работа с родителями детей, имеющих проблемную симптоматику, методами краткосрочной стратегической терапии (непрямое вмешательство)».

Она  обучает технике, которую предложил итальянский психотерапевт, основоположник краткосрочной стратегической терапии Дж. Нардонэ.

Каждый семейный психолог и психотерапевт сталкивается в своей практике с жалобами родителей на непослушание, упрямство, агрессивное поведение, истерики, страхи, проблемы с питанием у детей.

В краткосрочной стратегической терапии разработан протокол работы с подобной детской симптоматикой и центральным методом здесь будет прием «непрямого вмешательства», предполагающий привлечение родителей в роли ко-терапевтов. Модель краткосрочной стратегической терапии удачно сочетается с системным видением и дает возможность достичь изменений в кратчайшие сроки.

Программа рассчитана на два дня. Первый раз она прошла в конце мая, запись на следующие циклы уже идет, за датой старта следите на сайте программы.

Источник: https://www.hse.ru/news/edu/219637508.html

Системная семейная психотерапия и консультирование. Сертифицированная программа ИПиКП

Семейная психотерапия. Циркулярное интервью

Цель курса обучения по системной семейной психологии: Дать слушателям теоретические и практические знания для самостоятельной и высокоэффективной работы в области терапии пар.

Семейная психология рассматривает семью, как сложную систему межличностных взаимодействий, изучает ее структуру и функции. Психология семейной жизни решает вопросы в сфере взаимоотношений между супругами.

Специалистами отмечено, что психологические проблемы семьи играют значительную роль при в принятии решения о расторжении брачного союза. Последнего удается избежать, если профессиональным психологом была проведена эффективная работа с семьей.

Именно психология семейных отношений помогает разобраться в семейных взаимоотношениях и сохранять гармонию в браке.

Слушатели узнают:

  • какая именно работа с семьей проводится специалистом для нормализации межличностных взаимоотношений супругов,
  • что представляет собой первичное семейное психологическое консультирование, какая семейная психологическая
  • помощь оказывается супружеской паре в дальнейшем,
  • какую интерпретацию имеет сегодня психология брака и что такое системный подход в психологии семьи, какие современные психотерапевтические методы используются в работе с клиентами и многое другое.

Приглашаем:

  • опытных практикующих специалистов,
  • заинтересованных в обмене опытом касательно нынешнего положения дел в этом искусстве,
  • кто хочет получить информацию о возможностях и границах этой достаточно молодой формы консультирования,
  • интересующихся вопросами родовой, семейной и индивидуальной психологией.

Семинары по тематике « Системная семейная психотерапия и консультирование » рассчитаны на подготовку с нулевого, житейского уровня до уровня специалиста – семейного психолога, психотерапевта, консультанта – самого высокого класса.

Авторы программы по тематике « Системная семейная психотерапия и консультирование » постарались выбрать из потока существующих теорий, методов и разнообразных литературных источников именно ту информацию,  которая наиболее соответствовала бы сегодняшнему дню в системной семейной терапии и психологии брака. Сфокусировавшись на самом существенном, простым и доступным языком, примерами из собственного опыта,  тренингами и домашними заданиями.

Основные методы системной семейной психотерапии, используемые при проведении программы:

  • Информационно-теоретический модуль,
  • практический модуль, дидактическое обучение,
  • индивидуальная работа с раздаточным материалом,
  • работа в парах и малых группах;
  • демонстрация способов индивидуальной и групповой работы с последующим анализом,
  • проработка технологических и методологических профессиональных психотерапевтических и педагогических приемов;
  • рассмотрение и анализ случаев из практики, практическая   отработка различных видов тестирования и приемов работы,
  • использование видеоматериалов,
  • работа с личной историей, по  личному запросу,
  • заочная и очная супервизия,
  • практические задания,
  • исследование личной генограммы,
  • представление и анализ практических случаев.

Ожидаемые результаты:

  • После окончания обучения слушатели обладают теоретическими знаниями, практическими навыками  и приемами работы с семейными парами  в русле  классических подходов системной семейной терапии.
  • Владеют портфелем диагностических методов и диагностического мониторинга, что позволяет уверенно выдвигать  гипотезы и планы на терапию.
  • Могут квалифицированно выстроить терапевтический альянс и весь цикл терапии, от первой консультации до завершающей встречи. Смогут получить знания и умения в проведении консультаций по проблемам детско-родительских отношений, супружеских конфликтов, дисгармонии сексуальных отношений.

Структура программы

Семинар 1 “Основы системной семейной психотерапии”

Цели и задачи семейной психотерапии.Краткая история развития, обзор моделей системной семейной психотерапии. Теория систем.Структурные аспекты семейной системы и основные проблемы семьи.Жизненный цикл российской и западноевропейской семьи. Важные переходные моменты в жизни семьи.Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла.

Функциональная и дисфункциональная семья.Параметры семейной системы: иерархия, границы, коалиции, правила, мифы, роли, стереотипы взаимодействия, стабилизаторы, семейная история.Влияние параметров семейной системы и их изменения на развитие семьи и внутрисемейные взаимоотношения.

Основные терапевтические возможности и направления в семейной системной интегративной терапии.

Семинар 2 “Методология работы, избранные техники и диагностический инструментарий в системной семейной терапии. Теория семейных систем М.Боуэна. Циркулярное интервью”

Диагностические методики и техники интервьюирования семьи. Опросники, проективные методики. Применение рисуночных методик для диагностики внутрисемейных взаимоотношений.Построение гипотез. Системные гипотезы: конструирование гипотезы, её функции, циркулярность, формирование. Системное понимание проблемы, условная системная выгода, поведение, направленное на стабилизацию проблемы.

Семейная скульптура и другие метафорические техники. Работа с семьей методом скульптуры.Теория систем М.Боуэна в семейной психотерапии. Концепция эмоциональных систем. Процессы дифференциации “Я” в родительской системе.

Семейное генеалогическое дерево. Правила составления генограмм, цели и области применения, основные символы и их использование, интервью с целью сбора информации.

Семинар 3 «Методы изучения семейной истории. Циркулярное интервью и интервью по генограмме»

– Вопросы для интервьюирования семьи. Их классификация. Заочные формы системной информации.– Построение и интервью по генограмме. Алгоритм сбора системной истории.– Правила построения и терапевтические задачи первого контакта с семьей.

– Позиция терапевта, формирование терапевтических отношений, терапевтические интервенции. Мотивирование  семьи на терапию.

– Построение циркулярного интервью, циркулярные вопросы. построение и проверка гипотез. Работа с сопротивлением семьи.

Семинар 4 “Супружеская терапия. Интегративный подход”

Центральные темы в супружеской терапии. Системно-интегративный подход: контекст прошлого, настоящего и будущего, понимание кризисов, ориентированность на ресурсы. Уровни работы с проблемой в паре.Модель “Времена года”. Развитие партнёрских отношений.

Карта техник в работе с семьей: поведенческая супружеская терапия, эмоционально фокусированная терапия (ЭФТ), работа с треугольниками, привлечение семейных историй.

Базовые аспекты взаимоотношений в паре: баланс и нарушения в контексте: “брать-давать”, “автономия-связь” и “лидерство-приспособление”. Полярности партнёров. Проблемные паттерны поведения, способы их выявления.Прерывание аффекта в паре в случае его эскалации.

Работа с агрессивными парами. Как заинтересовать в терапии обоих партнеров.Работа с разводными ситуациями.

Типы домашних заданий и системные предписания в семейной терапии.

Семинар 5 “Психологическая коррекция сексуальных супружеских дисгармоний”

Индивидуальные различия в сексуальном поведении людей.Духовная, телесная, социальная и культуральная составляющие сексуальности.Сексуальная удовлетворенность и её влияние на состояние человека.Психологические свойства личности, влияющие на успешность в сексе.

Причины возникновения сексуальной дисгармонии.Особенности межличностного и сексуального взаимодействия на разных стадиях жизненного цикла семьи.Психологическое консультирование клиента или пары с проблемными отношениями в интимной сфере.

Уровни терапевтического воздействия в работе с сексуальной проблематикой.Коррекция наиболее типичных сексуальных проблем с помощью телесно-ориентированных, эриксоновских, мультимо-дальных техник, НЛП и др.

Корректирующие физкультурно-оздоровительные упражнения, упражнения из йоги и даосских практик, упражнения Кегеля.

Семинар 6 “Краткосрочная системная семейная терапия по Берту Хеллингеру. Работа с личными историями методами анализа генограмм и расстановок”

Метод системных расстановок Берта Хеллингера. Основные принципы семейных систем по Хеллингеру. Базовые понятия в семейной расстановке: связь, порядок, баланс, функция совести.Семейная иерархия и семейная совесть.Отношения между родителями и детьми. Бессознательная идентификация с кем-то из членов семьи. Нарушение иерархии в семейной системе.

Причины семейных конфликтов и пути их решения.Ритуалы: поклон, прощание.Работа с личными историями. Практические рекомендации по расстановкам.Техника и динамика семейной расстановки. Роль заместителей.Показания и противопоказания в расстановочной работе.

Основания для прерывания или прекращения расстановки. Терапевтическое сопровождение.

Меры предосторожности.

Семинар 7 “Техники расстановки в индивидуальной работе. Место симптома в семейной системе. Кризисная семейная терапия”

Техники расстановки в индивидуальной работе: в воображении, с фигурками, напольными якорями, другими предметами.Получение информации о семейных динамиках с помощью “каталептического пальца”. Правила инструктирования клиента. Восприятие тела и расстановка.Место симптома в семейной системе. Болезнь и симптом как знак.

Интерпретация симптома с системной, психоаналитической и медицинской точек зрения. Симптоматическое поведение как коммуникативная метафора, стабилизатор, подмена, выражение лояльности.Терапия с ориентацией на развитие и ресурсы.Кризис и стадии. Нормативные и ненормативные кризисы развития семьи.

Ненормативные кризисы: развод, смерть, тяжелая болезнь, аборты, потери де-тей. Когнитивное искажение, перекладывание ответственности, замещение, соматизация.Кризис, вызванный утратой. Процесс скорби и его проживание. Работа горя. Стадии проживания горя.

Особенности работы психотерапевта на разных стадиях переживания горя.

Кризис развода и раздельного проживания. Консультирование и психологическое сопровождение в ситуации при-нятия решения. Исследование проблемы.

Семинар 8 “Краткосрочная терапия при работе с семьей. Профилактика эмоционального выгорания семейного терапевта. Супервизия”

Источник: https://or-sun.ru/sistemnaya-semejnaya-psixoterapiya-i-konsultirovanie-sertificirovannaya-programma-ipikp/

PSYFACTOR-self.ru

Семейная психотерапия. Циркулярное интервью

Название: Циркулярное интервью. Системная терапия в примерах. Учебник.

Оригинальноеназвание: Zirkulares Fragen: Systemische Therapie in Fallbeispielen: Ein Lernbuch.

Авторы: Фритц Б. Симон, Кристель Рех-Симон.

Перевод: Ирина Белякова, Михаил Бурняшев.

Издательство: «Институт консультирования и системных решений».

Серия: «Системная терапия и консультирование».

Год издания: 2009.

Страницы: 288.

Язык: русский.

ISBN: 978-5-91160-018-1; 2009 г.

Переплёт: твёрдый.

Иллюстрации: Нет.

Краткоесодержание

  1. Фритц Б. Симон, Кристель Рех-Симон

    Предисловие

  2. Интервью
  3. Значение терапии. Выяснение контекста. Нейтральность терапевта (семья Шнайдер)
  4. Цель терапии (семья Бастиан, часть 1)
  5. Объяснения. Конструкции и деконструкция. «Позитивная сила негативного мышления»

    (семья Бастиан, часть 2)

  6. Взаимная обусловленность. «Черные фантазии». Симптомы как средство принуждения

    (семья Герлах, часть 1)

  7. Экстернализгшия и персонализация проблемы. Нейтральность по отношению к изменениям

    (семья Лукас, часть 1)

  8. Снятие вины. Конкретизация. «Странные петли» (семья Дитц)
  9. Роль психиатрии. Хронификация при помощи учреждения (г-н Флорин)
  10. Проблема индивидуальной терапии. Хронификация при помощи терапевта (г-жа Бюрги)
  11. Консультация. Зашедшая в тупик индивидуальная терапия (г-жа Фукс)
  12. Супружеская терапия. Функция симптоматичного поведения для отношений в паре

    (г-н и г-жа Шёнберг, часть 1)

  13. Перерыв
  14. Промежуточное замечание: интервенция или беседа?

III. Заключительная интервенция

  1. Переинтерпретации. Назначение проблематичной модели (семья Герлах, часть 2)
  2. «Под конвоем заботы» (семья Лукас, часть 2)
  3. Ритуал (семья Бастиан, часть 3)
  4. «Мой йогурт, твой йогурт» (г-н и г-жа Шёнберг, часть 2)
  5. Вспомогательные ориентиры — набор инструментов
  6. Идеальное течение терапевтической сессии
  7. Принципы и типы вопросов
  8. Принципы и формы интервенций
  9. Послесловие (семья Шнайдер, часть 2; семья Дитц, часть 2; г-н Флорин, часть 2; г-жа Бюрги, часть 2)

Послесловие научного редактора. Где можно сделать качественную семейную расстановку и кто может обучать семейным расстановкам

О книге и авторах от издателя

Zirkulares Fragen: Systemische Therapie in Fallbeispielen: Ein Lernbuch

Фритц Б.Симон – профессор, доктор медицины, системный терапевт и консультант, автор основополагающих книг по системной теории и системной терапии ( “Meine Psychose, mein Fahrrad und ich”, “Die Kunst, nicht zu lernen”, “Die andere Seite der Gesundheit”, “Todliche Konflikte” и др.).

Кристель Рех-Симон – детский и подростковый аналитический психотерапевт. Много лет проработала в психиатрии, затем занялась частной психотерапевтической практикой. Основные занятия в настоящее время: воспитание двоих детей, перевод профессиональной литературы по психиатрии и психотерапии.

Техника ведения интервью является одним из важнейших элементов системной терапии. Так называемое «циркулярное интервью» имеет целью показать взаимную обусловленность поведения людей, жизни которых так или иначе связаны друг с другом.

В данной книге на примере конкретных случаев демонстрируются и объясняются различные техники постановки вопросов. При этом терапевтические беседы воспроизводятся так, чтобы наглядно показать отдельные фазы интервью, а сопровождающие их комментарии позволяют одновременно проследить за теоретическими рассуждениями терапевтов.

Помимо терапевтических техник, читатели имеют возможность увидеть различные аспекты семейной динамики, например, трагизм родительской роли, которая зачастую парадоксальным образом приводит к тому, что благие намерения оборачиваются катастрофой.

Эта увлекательная книга предназначена в первую очередь для тех, кого интересует практика системной терапии.

Цитата из книги

«Что сказала бы ваша дочь, если бы я спросил ее, любят ли еще друг друга ее родители? Если бы вы захотели, чтобы ваша жена завела себе любовника, как вы могли бы до¬биться этого вернее всего? Представьте себе, что к вам явилась добрая фея и избавила вас от проблемы, — что завтра утром вы будете делать иначе, чем накануне? Что подумает ваш муж, если вы вместе с сыном запишетесь в секцию дзюдо? Когда вы так вот плачете, как чувствует себя ваша свекровь?

Это лишь некоторые — притом вполне безобидные — примеры того типа вопросов, которыми системные терапевты и консультанты ежедневно озадачивают своих клиентов и пациентов. Создается впечатление, что их стиль ведения интервью противоречит многим правилам психотерапевтической ортодоксии.

Системный терапевт активен, он без лишних сомнений берет на себя руководство сессией и засыпает клиентов вопросами. Как правило, он имеет дело с семьями и группами, но иногда и с отдельными лицами. При этом он не слишком деликатен даже при обсуждении щекотливых тем.

Вопреки всем правилам хорошего тона он расспрашивает одно заинтересованное лицо о другом: ребенка о том, как общаются между собой его родители, отца об отношениях матери и дочери, сына об отношениях отца и бабушки и т.д.

, несмотря на то (или как раз именно потому), что при этом присутствуют те, кому «перемывают кости». Его вопросы иногда бесцеремонны, порой абсурдны и часто банальны.

Данный метод — так называемое циркулярное интервью» — один из важнейших инструментов в арсенале системного терапевта или консультанта. По своей важности для системной практики его можно сравнить разве лишь со значением толкования снов для психоанализа. Оба эти метода открывают доступ к той области.

Заказать эту книгу можно в книжной лавке.

19.01.2016 года.

Все права защищены © 2012-2016 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Источник: https://psyfactor-self.ru/archives/3485

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.