Профилактика зависимости от психоактивных веществ

Профилактика зависимости от психоактивных веществ

Профилактика зависимости от психоактивных веществ

Согласно «Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» (утв. Министерством образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г.)( http://edu.gov-murman.ru/monitoring/files/docs-20120312_1738.

pdf ) распространенность употребления психоактивных веществ (далее – ПАВ) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия.

По данным Центра социологических исследований, в 2010 году в возрастной группе 11 – 24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2 – 3 раза в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); алкогольные напитки (включая пиво) – 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек); курят табачные изделия 45,6 % (12,3 млн.человек).

Цель профилактики в образовательной среде – развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

Целевыми группами (субъектами) профилактики употребления ПАВ в образовательной среде являются: обучающиеся, воспитанники, а также их родители (законные представители), специалисты образовательных учреждений (педагоги, медицинские работники, психологи, социальные работники), сотрудники территориальных органов ФСКН России, сотрудники органов внутренних дел, представители общественных объединений и организаций, способные оказывать влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодежи.

Задачами профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде являются:

  • формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;
  • мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений;
  • исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
  • развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, воспитанников:
    • личностных – формирование социально значимых знаний, ценностных ориентаций, нравственных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики;
    • социально-средовых – создание инфраструктуры службы социальной, психологической поддержки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья;
    • этико-правовых – утверждение в обществе всех форм контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующих употреблению ПАВ среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

Объектами профилактики в образовательной среде являются обучающиеся, воспитанники, а также условия и факторы жизни обучающихся, воспитанников, связанные с риском употребления ПАВ, влияние которых возможно корректировать или нивелировать за счет специально организованного профилактического воздействия.

Социальный проект «Жизнь без сигареты»

Ежегодно 31 мая отмечается всемирный день отказа от курения.

О вреде курения сказано немало. И, тем не менее, число курильщиков в нашей стране растет год от года. Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают ее всерьез.

Цель проекта: борьба с ранним курением учащихся.

Задачи проекта:

  • Вовлечь в обсуждение проблемы учащихся школы и пользователей интернета
  • Исследовать причины курения
  • Показать вред курения для человеческого организма
  • Провести реальные мероприятия по борьбе с курением

Xод работы:

1. Организовали творческую группу – совет дела

2. Определились с целью и задачами работы

3. Наметили конечный продукт проекта, т.е. что должно получиться в результате работы

4. Разделились на группы, каждая из которых взяла на себя одно из направлений работы:

  • Сценарная группа: поиск и разработка сценариев антиникотиновых мероприятий
  • Социально-исследовательская группа: разработка, проведение и обработка социологических исследований среди школьников
  • Группа по изучению влияния курения на здоровье

5. Представляем заключительное заседание совета дела, на котором каждая группа представила результаты своей работы, и был составлен план реализации проекта.

3 Группа

  • Мы занимались поиском информации по теме: «Влияние табачного дыма на растущий организм». Найденную информацию мы оформили в виде реферата, который может быть использован для проведения антиникотиновых бесед с учениками 5-7 классов. Данные из нашего реферата использованы для создания презентации и буклета по теме «Если мама курит…»
  • Спросите любого курильщика, знает ли он о вреде курения, и услышите утвердительный ответ. Почему же они курят? Специалисты Всемирной организации здравоохранения утверждают, что курение – это “заразная” болезнь, передающаяся через рекламу. Значит нездоровые граждане в нашем государстве, кому-то полезны? Об этом мы хотим рассказать в нашей небольшой презентации (Презентация «Доходы гигантов табачной индустрии). Во всем цивилизованном мире число курящих людей резко сокращается. Табачные компании вынуждены сворачивать там свой бизнес. И лишь в России, Украине, Китае и некоторых странах Азии число курильщиков увеличивается. Россия стала плацдармом для американских, английских, японских транснациональных табачных компаний. Уровень курения мужчин в нашей стране запредельно высокий – 70%. Большим он уже просто не может быть. Вот поэтому табачные компании, чтобы вовлечь как можно больше женщин и молодежи, рекламируют так называемые «легкие» и «мягкие» сигареты, которые якобы менее опасны для здоровья. В них содержится меньше смол, а вот содержание нитрозаминов (это главные и самые сильные канцерогены табака) очень высокое. Нитрозамины вызывают рак легкого, пищевода, гортани, глотки, повышают риск рака желудка, печени и других органов. Неужели наши люди настолько глупы, что готовы жертвовать своим здоровьем ради чьего-то обогащения?
  • В Интернете мы нашли много информации о вреде курения. Этой проблеме посвящен сайт: kurenie-yad.org/index.php. Результатом нашей работы стали реферат «Не погибай по неведению» и буклет «Мифы о курении»
    • Удалось ли узнать что-нибудь новое, то о чем вы раньше не знали?
    • Кому могут быть полезны ваши материалы?
  • Наша группа собирала информацию о заболеваниях, связанных с курением.

    Сегодня мы хотим представить вашему вниманию презентацию «Курение и здоровье – это несовместимо». По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения, ежегодно в мире от курения умирает около 5 млн. человек.
    Среди них 400 тыс. человек в России.

    В ближайшее время на лечение болезней, возникающих в результате курения, будет расходоваться больше средств, чем на лечение традиционных болезней, таких как грипп и ангина. Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень…

Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка и в 30 раз раком легких.

Ученые установили, что люди начавшие курить до 15 летнего возраста , умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те которые начали курить после 25 лет, и вообще: курение в ДВА раза опаснее для растущего организма , чем для взрослого.

Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков полпачки.

Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трех сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца, и прекращалось дыхание.

Особенно потрясло нас влияние так называемого пассивного курения. Когда человек просто находится в накуренном помещении, живет в одной квартире с курильщиком. Как видно на слайде даже у взрослого человека пассивное курение вызывает массу заболеваний. У детей в несколько раз возрастает риск различных раковых заболеваний.

Еще более пагубное воздействие на ребенка оказывает курение будущей матери. У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией.

Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Масса тела ребенка, рожденного курящей женщиной, примерно на 200 г меньше, чем у рожденного некурящей.

А значит курение – это не только самоубийство, но и убийство твоих близких, родных, детей.

2 группа

Наша группа занималась изучением социальных аспектов курения. Для удобства обработки опроса нами было создано исследовательское поле в Excel. В опросе приняли участие…Результаты представлены на диаграммах…

1 группа

В наши обязанности входила разработка форм представления результатов нашего проекта. Мы предлагаем провести следующие антиникотиновые мероприятия:

  • Конкурс рисунков «Сигарета – это зло», лучшие рисунки размесить на школьном сайте;
  • Акцию «Погаси сигарету сейчас»

Посмотреть фильм “Здоровье или табак?” http://www..com/watch?v=fUVGj14DXB8

В своей работе мы использовали материалы сайтов:

Источник: http://www.gimnazia12.ru/o-shkole/zdorovesberezhenie/profilaktika-zavisimosti-ot-psixoaktivnyix-veshhestv.html

MED24INfO

Профилактика зависимости от психоактивных веществ

Как уже говорилось, употребление психоактивных веществ выглядит как индивидуальная проблема. В некоторых случаях профилактические стратегии нацелены на индивидуальную работу, и это оправданно. Например, библиотерапевтический подход может помочь в работе с некоторыми людьми (Hippie, Comer amp; Boren, 1997).

Этот подход предполагает чтение людьми, употребляющими психоактивные вещества или страдающими психологической зависимостью, книг или просмотр/прослушивание информации в СМИ с дальнейшим обсуждением впечатлений от узнанного.

Например, в работе с юными наркоманами можно было бы предложить им прочитать документальный роман анонимного автора Яна Черипко (Jan Cheripko), роман о подростке-алкоголике. Затем они могли бы обсудить с консультантом свои впечатления, свое отношение к главным персонажам книги и свое понимание прочитанного.

Однако программы профилактики наркомании и зависимости от психоактивных веществ, как правило, осуществляются силами общественных организаций и ориентированы на проведение профилактической работы среди широкой общественности. Одна из таких профилактических кампаний – проводимая в школах и общественных центрах программа () финансово поддерживается местными органами власти.

Благодаря этой программе дети научаются проявлять твердость и отказываться от предложенных наркотиков. Например, они усваивают мысль, что можно просто игнорировать или избегать ситуаций, связанных с наркотиками, либо говорить , или находить повод для отказа от предложения наркотиков.

Другая программа, для которой существует стандартный профилактический учебный план, – это программа обучения сопротивлению употреблению наркотиков (DrugAbuse Resistance Education – D.A.R.E.). Она часто проводится в последних классах начальной школы и начальных классах средней школы и предполагает привлечение полицейских в качестве преподавателей.

В ходе работы пяти- шестиклассникам предлагаются для обсуждения сценарии случаев, связанных с наркотиками (Бен Гладдинг, личное сообщение, 22 мая 1998). Для старшеклассников существуют национальные отделения ассоциаций Учащиеся против пьянства за рулем (Students against Drunk Driving – S.A.D.D.)vi Матери против пьянства за рулем (Mothers against Drunk Driving – M.A.D.D.).

Обе эти ассоциации, а также ассоциации, работающие в университетских городках, помогают распространять среди молодых людей информацию о вреде употребления психоактивных веществ и об опасности зависимости от этих веществ.

Другая форма эффективной просветительской деятельности направлена на курящих подростков, а также на потенциальных и реальных кокаиновых наркоманов (Mudore, 1997; Sunich amp; Doster, 1995). Акцент в этих программах делается как на внешних, так и на внутренних факторах, актуальных для этих лиц.

К внешним факторам относится воздействие курения на дыхание, состояние зубов, одежду, а также связанные с курением денежные затраты. Внутренние факторы включают такие переменные, как выбор образа жизни, распределение времени и питание.

Для более молодых людей внешние факторы могут быть более значимыми по степени влияния на их решение бросить курить или отказаться от наркотиков, тогда как для старших подростков внутренние факторы являются более сильными.

Общим моментом в подходах к профилактике зависимости от психоактивных веществ и пагубных привычек является групповое давление и групповая динамика.

При внедрении профилактических программ консультантам стоит воспользоваться своим знанием групповой работы, поскольку большинство подростков, приобщающихся к употреблению наркотиков, делают это потому, что так поступают их друзья (Center on Addiction and Substance Abuse at Columbia University, 1995). Поэтому, когда группа относится к наркотикам как к опасным для здоровья веществам, менее вероятно, что члены такой группы будут заниматься экспериментированием с этими веществами. Групповая норма становится одним из факторов, удерживающих членов группы от приема наркотиков (Serritella, 1992). Таким образом, образовательные группы и группы поддержки – ценный инструмент, который консультанты могут использовать в профилактике злоупотребления наркотиками и вредных привычек (Gladding, 1999).

Приблизительно 25% случаев консультирования прямо или косвенно имеют отношение к употреблению психоактивных веществ и проблемам, связанным с пагубными привычками. Как указывалось ранее, с лицами, употребляющими психоактивные вещества или страдающими зависимостью любого типа, трудно работать из-за дисфункциональной динамики, которая их окружает.

Например, нередко семьи приспосабливаются к алкоголизму одного из своих членов, стабилизируя ситуацию и потворствуя, таким образом, потреблению алкоголя (Bateson, 1971; Steinglass, 1979).

В алкогольных семейных системах существует явление сверхответственности/безответственности, когда чрезмерную ответственность берет на себя один (или несколько) человек, который становится так называемым (Berenson, 1992). (Springer, Britt amp; Schlenker, 1998; p. 141).

Б такой ситуации легче и продуктивнее работать с тем (теми), кто опекает алкоголика, одновременно воздействуя на его активность, чем пробовать заставить измениться самого алкоголика.
На лечение разных видов зависимости от психоактивных веществ могут повлиять многие факторы. Наиболее значимые из них – (L' Abate, 1992, р. 11).

Мотивация связана с желанием измениться, которого нет у большинства употребляющих психоактивные вещества из-за их эгоцентризма и ощущения комфорта. Отрицание проблемы обычно основывается на недооценке влияния употребления психоактивных веществ на себя или на других людей. Это отрицание наносимого вреда.

Двойной диагноз встречается тогда, когда, помимо употребления психоактивных веществ, человек имеет еще какие-либо особенности, которые заслуживают внимания. Например, наркоман, помимо своей пагубной привычки, может быть импульсивным или депрессивным. Адекватность лечения определяется правильным выбором средств с учетом заболевания.

Некоторые наркозависимые, например потребляющие высокие дозы кокаина, требуют специализированного лечения (Washton, 1989). Контроль – это управление поведением наркозависимого, чего тот сам, скорее всего, осуществлять не может. Наконец, рецидив – это повторное возникновение дисфункциональных форм поведения сразу же после лечения.

Всегда удручает тот факт, если наркоманы, прошедшие через структурированные программы, остаются в том же состоянии, в каком были вначале. Лечение алкогольной зависимости
Анонимные алкоголики (Alcoholics Anonymous – АА) – самая старая в мире успешная терапевтическая программа для работы с алкоголиками, Эта программа была основана в 1930-е годы (АА World Services, 1976).

Она является (Warfield amp; Goldstein, 1996, p. 196). Алкоголики страдают тем, что АА описывает как (АА World Services, 1976). (Warfield amp; Goldstein, 1996, p. 197). Встречи АА проводятся в условиях малых групп, где чтение литературы (например, (AA World Services, 1976)) используется наряду с групповыми дискуссиями.

Группы АА также используют программу , строящуюся на духовной основе. Эта программа (James amp; Hazier, 1998, p. 124). Обсуждения в группах АА направлены на то, чтобы помочь участникам осознать, что они нуждаются в поддержке и могут рассчитывать на такую поддержку со стороны Других участников. Кроме того, они должны также осознать свою зависимость от высших сил.

Духовная направленность движения АА выражается в том, что участников приводят к признанию собственного бессилия по отношению к алкоголю (или другим психоактивным веществам). Тех, кто начал воздерживаться от употребления алкоголя, нельзя считать , они лишь .

В группах АА также делается акцент на ответственности, прошении, возмещении (насколько это возможно) причиненных убытков, укреплении духа, ритуалах и чувстве товарищества. Некоторых консультантов смущает духовная (религиозная) направленность АА (Bristow-Braitman, 1995).

Они предпочитают обсуждать необходимые условия восстановления в контексте когнитивно-бихевиоральной или гуманистической теории. Первые группы восстановления, базирующиеся не на духовной основе, возникли в рамках рационально-эмотивной терапии поведения (РЭТП). Консультанту необходимо работать не только с самим зависимым, но также с его семьей и окружением.

Поддержка или ненависть (поиск козла отпущения), испытываемые алкоголиком со стороны семейной и общественной систем, обусловливают огромную разницу в их способности воздержаться от использования алкоголя. АА и другие программы восстановления имеют специальные группы для членов семей зависимых людей. Лечение других видов наркомании

На модели групп АА основываются программы лечения других видов зависимости от психоактивных веществ (например, от кокаина). Однако условия, в которых проводится это лечение, часто отличаются от традиционных групп АА из-за большего общественного неодобрения и нелегального статуса этих наркотиков. Например, лечение от употребления незаконных наркотиков может происходить в тюрьме. Прототипом таких программ является программа в тюрьме Стейтен Айленд, в Нью-Йорке. (Alter, 1995, р. 20-21). Несмотря на спорность этической стороны этой программы, она результативна – рецидивы преступности среди лиц, прошедших

Page 3

Семья играет большую роль в возникновении и поддержании/прекращении зависимости от психоактивных веществ, и трудно помочь зависимому, не работая с каждым членом семьи (Doweiko, 1990). (Buelow, 1995, р. 327). Во многих алкогольных семьях особенно сильна тенденция к изоляции, и, следовательно, дети в них страдают от недостатка положительных образцов для подражания.

По мере взросления дети все более подвергаются влиянию той среды, в которой они росли. Деятельность консультанта может принимать форму предоставления информации, однако часто консультант должен заниматься семьей наркозависимого как единым целым, фокусируя внимание на эффектах влияния наркозависимости как на семью в целом, так и на отдельных ее членов.

Такое вмешательство не может быть проведено без тщательно разработанного системного подхода, который предполагает участие многих людей и организаций, так как употребление психоактивных веществ часто является способом организации и стабилизации дисфункциональных семей, уводя их внимание от разрешения основных проблем на привычные проблематичные виды поведения (Kaufman amp; Kaufman, 1992; Morgan, 1998). Употребление психоактивных веществ также служит способом снятия стресса, уменьшения тревоги и структурирования времени (Robinson, 1995).

Консультанты, которые понимают дисфункциональное воздействие употребления психоактивных веществ (особенно алкоголя и наркотиков) на семью, могут пытаться помочь клиентам справиться с такими чувствами, как злость, разобраться с защитными механизмами, такими как отрицание, работая при этом в контексте семьи. Они могут также помогать семье принимать ответственность за происходящее (Krestan amp; Bepko, 1988). В сущности, они могут помочь семье снова стать нормальной функциональной системой, и (Van Deusen, Stanton, Scott, Todd amp; Mowatt, 1982, p. 39). Кроме того, в процессе терапии семьям и их отдельным членам оказывается помощь в разрешении проблем развития. Работа с эмоциональными зависимостями
С эмоциональными зависимостями, так же как и с химическими, консультанты могут работать различными способами. Но при этом важно помнить, что для того, чтобы лечение было результативным, зависимые должны быть , то есть не принимать в данное время вызывающее зависимость вещество. Воздержание сроком в 30 или более дней дает зависимому тело и ум для выполнения позитивных, отличающихся от обычного поведения, действий. Некоторые принципы работы с зависимыми определяются конкретными обстоятельствами, в то время как другие имеют более общий характер. Робинсон (Robinson, 1995, р. 33) рекомендует следующие шаги для работы с зависимыми клиентами, особенно эффективные в случае трудоголизма.

  • . Привести примеры того, как они могут сделать сознательное усилие, чтобы произвольно замедлить темп жизни.
  • . Изучение медитации или йоги, чтение книг или даже принятие теплых ванн могут оказаться полезными для достижения, спокойствия.
  • . Взаимодействие (особенно позитивное) с членами семьи, может быть существенным и расслабляющим. Поэтому тем, кто стремится избавиться от зависимости, следует поискать способы, с помощью которых они .
  • . Такие действия/1 как торжества и ритуалы, являются средством сплочения семьи и делающие жизнь насыщенной и приносящей удовлетворение.
  • . Эта стратегия подразумевает выработку плана включения в общественную жизнь и завязывания дружеских отношений. В случае успеха эта стратегия даст возможность .
  • . Принимая настоящее, тот, кто стремится избавиться от зависимости, может получать больше удовольствия от жизни и не становиться слишком тревожным или озабоченным по отношению к будущему.
  • . Часто люди, страдающие зависимостью, находят трудным, если вообще возможным, позволить себе что-либо. Однако практика самопоощрения может оказаться полезной.
  • . Если человек находится в состоянии физического или эмоционального дефицита, ему трудно нормально функционировать. Поэтому, рекомендуя клиентам поддерживать сбалансированную диету, режим отдыха и физических упражнений, консультант может дать им долгосрочную программу самопомощи в избавлении от зависимостей.
  • и . Многие зависимые испытывают стыд, печаль, злость по отношению к событиям своего прошлого. Понимание того, что от переживаний прошлого возможно избавиться, может существенно помочь клиентам стать функциональными.
  • . Почти все зависимые на стадии восстановления могут получить пользу от программы , которая, помимо обращения к высшим силам, подчеркивает значение человеческих отношений.

Источник: http://www.med24info.com/books/psihologicheskoe-konsultirovanie-4-e-izd---spb-piter---736s-il---seriya/profilaktika-zavisimosti-ot-psihoaktivnyh-veschestv-13765.html

Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ

Профилактика зависимости от психоактивных веществ

Первичнаяпрофилактика наркомании опирается всвоей основе на долгосрочнуюобщегосударственную политику, направленнуюна формирование в обществе непримиримогоотношения к употреблению наркотиков.

Такая политика позволяет надеяться,что противостояние наркомании станетдействительно общенациональным деломи включит в себя усилия как направительственном уровне, так и по линиинеправительственных структур и движений.

Приразработке новой целостной системыпервичной профилактики нашей странеследует исходить из следующих основныхусловий: социально-экономическое иправовое обеспечение государственнойсистемы первичной профилактики; этапность формирования государственнойсистемы первичной профилактики с четкимопределением стратегических и тактическихцелей каждого этапа; поддержка научныхисследований в области профилактикинаркомании; реализация долгосрочнойантинаркотической пропагандистско-информационнойкомпании, прежде всего ориентированнойна детей и молодежь, образовательнуюсреду и семью; целенаправленное иширокое подключение к антинаркотическойдеятельности общественных движений,организаций и граждан; стимулированиекоммерческих и финансовых структур,заинтересованных в осуществлениимероприятий по профилактике наркомании; обязательное включение в программупервичной профилактики системымониторинга не только распространенностиупотребления, но и эффективности действиясистемы первичной профилактики накаждом этапе ее становления ифункционирования.

Цели первичной профилактики

Целямипервичной профилактической деятельностина данном этапе становления государственнойсистемы профилактики злоупотребленияПАВ и наркомании в образовательнойсреде являются: изменение ценностногоотношения детей и молодежи к наркотикам,формирование личной ответственностиза свое поведение, обусловливающиеснижение спроса на психоактивныевещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей имолодежи в прием наркотических средствза счет пропаганды здорового образажизни, формирования антинаркотическихустановок и профилактической работы,осуществляемой сотрудниками образовательныхучреждений.

Стратегия первичной профилактики

Современнаяконцепция первичного, раннегопредупреждения употребления наркотикови роста наркомании среди детей иподростков основана на том, что в центреее должны находиться личностьнесовершеннолетнего и три основныесферы, в которых реализуется егожизнедеятельность – семья, образовательноеучреждение и досуг, включая связанноес ними микросоциальное окружение.

Стратегияпервичной профилактики предусматриваетактивность профилактических мероприятий,направленных на: формированиеличностных ресурсов, обеспечивающихразвитие у детей и молодежисоциально-нормативного жизненногостиля с доминированием ценностейздорового образа жизни, действеннойустановки на отказ от приема психоактивныхвеществ; формирование ресурсов семьи,помогающих воспитанию у детей и подростковзаконопослушного, успешного иответственного поведения, а такжересурсов семьи, обеспечивающих поддержкуребенку, начавшему употреблять наркотики,сдерживающих его разрыв с семьей ипомогающих ему на стадии социальномедицинскойреабилитации при прекращении приеманаркотиков; внедрение в образовательнойсреде инновационных педагогических ипсихологических технологий, обеспечивающихразвитие ценностей здорового образажизни и мотивов отказа от “пробы”и приема наркотиков, а также технологийраннего обнаружения случаев употреблениянаркотиков учащимися; развитиесоциально-поддерживающей инфраструктуры,включающей семью в микросоциальноеокружение ребенка “группы рисканаркотизации” и ребенка, заболевшегонаркоманией.

Перечисленныеусловия определяют необходимостьстратегического направления профилактикиупотребления ПАВ и развития наркомании.Наиболее адекватной, с учетом всехмоментов, является стратегия сдерживания.Ставить сегодня вопрос о полномпредупреждении употребления наркотикови избавлении от наркомании абсолютнонереально.

Следуетуточнить, что негативно-ориентированнаяпрофилактика злоупотребления ПАВ, т.е.традиционный проблемно-ориентированныйподход, акцентирование на отрицательныхпоследствиях приема ПАВ не обеспечиваютдостижение поставленных целей.

Специфические проблемноориентированныевоздействия безусловно необходимы, нонедостаточны.

Проблема предупреждениязлоупотребления ПАВ только на их основепринципиально не может быть решена, таккак не устраняются причины, порождающиепсихическую и личностную дезадаптациюи побуждающие детей и молодежь вновь ивновь обращаться к ПАВ.

Именнопоэтому стратегическим приоритетомпервичной профилактики следуетрассматривать создание системы позитивнойпрофилактики, которая ориентируетсяне на патологию, не на проблему и еепоследствия, а на защищающий отвозникновения проблем потенциал здоровья- освоение и раскрытие ресурсов психикии личности, поддержку молодого человекаи помощь ему в самореализации собственногожизненного предназначения. Очевиднаяцель позитивно направленной первичнойпрофилактики состоит в воспитаниипсихически здорового, личностно развитогочеловека, способного самостоятельносправляться с собственными психологическимизатруднениями и жизненными проблемами,не нуждающегося в приеме ПАВ.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3354367/page:4/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.