Пищеварение у детей первого года жизни и его особенности

Особенности органов пищеварения у детей

Пищеварение у детей первого года жизни и его особенности

У новорожденных детей желудочно-кишечный тракт приспособлен для переваривания и усвоения материнского молока. Пищевод к рождению уже сформирован. Вход в пищевод расположен на уровне VI—VII позвонков. Пищевод короткий, а анатомические сужения пищевода выражены слабо.

Чем меньше ребенок, тем хуже развит кардиальный сфинктер, который находится выше уровня диафрагмы. Только к 8 годам формируется кардиальный отдел как у взрослого человека — ниже диафрагмы. Поэтому дети первых месяцев жизни часто срыгивают пищу.

У них не сформирована и мышечная часть пищевода, она созревает позже, что связано с приемом более густой пищи.

Желудок у детей раннего возраста приспособлен для приема женского молока. Его вместимость после рождения быстро увеличивается: приблизительно с 10 мл в первый день жизни до 40—50 мл к 4-м суткам жизни и до 80 мл к 10-му дню. В дальнейшем его объем каждый месяц увеличивается на 25 мл. На этом основании

П. Ф. Филатов предложил формулу для подсчета объема разового питания грудных детей:

V — 30 мл + 30 мл * n, где n — количество месяцев жизни ребенка.

К концу 1-го года жизни объем желудка увеличивается до 250 мл, к 3 годам — до 400—600, к 10-15 годам — до 1300-1500 мл.

Пилорический отдел желудка у детей первых месяцев жизни функционально развит хорошо, а при недостаточно развитой кардии это также способствует срыгиванию и рвоте. Поэтому для предотвращения срыгиваний детей укладывают в постель с высоко поднятым головным концом или укладывают на живот.

Слизистая оболочка желудка у детей относительно толстая. С возрастом постепенно происходит нарастание количества желудочных ямок, в которые открываются отверстия желудочных желез.

Функциональный эпителий желудка (главные и обкладочные клетки) у ребенка развивается с возрастом по мере нарастания энтерального питания. К взрослому состоянию количество желудочных желез увеличивается в 25 раз по сравнению с периодом новорожденности.

У новорожденного длина всего кишечника по отношению к длине тела больше, чем у детей старшего возраста и взрослых. Соотношение длины кишечника и длины тела у новорожденных составляет 8,3:1; на первом году жизни 7,6:1; в 16 лет 6,6:1; у взрослых 5,4:1.

Длина тонкой кишки у ребенка первого года жизни равна 1,2 — 2,8 м. В перерасчете на 1 кг массы у ребенка приходится 1 м тонкой кишки, а у взрослого всего 10 см. Связано это с приспособлением ребенка к лактотрофному питанию, когда пищеварение в основном пристеночное.

Площадь внутренней поверхности тонкой кишки у детей на первой неделе жизни составляет примерно 85 см2 (40—144 см2), а у взрослых — 3,3*103 см2. Площадь поверхности нарастает за счет развития функционального эпителия и микроворсин, которые увеличивают площадь тонкой кишки в 20 раз.

Площадь поверхности тонкой кишки уменьшается от проксимальной (головной части) к дистальной (удаленной от головной части) части кишечника. Тонкая кишка делится на три отдела. Первый — это двенадцатиперстная кишка (duodenum). Ее длина у новорожденного 7,5—10 см, у взрослого — 24—30 см. Двенадцатиперстная кишка имеет ряд сфинктеров (жомов).

Первый сфинктер — бульбодуоденальный, второй — медиодуоденальный (Капанджи) и третий — Окенера. функция сфинктеров — создавать области пониженного давления, где проходит контакт пищи с ферментами поджелудочной железы. Затем идут второй и третий отделы — тощая и подвздошная кишки.

Тощая кишка занимает приблизительно 2/5 длины кишки от duodenum до илеоцекальной заслонки, а подвздошная — остальные 3/5.

В тонкой кишке происходят переваривание пищи, всасывание ее ингредиентов. Слизистая оболочка кишки очень тонкая, богато васкуляризованная, клетки эпителия быстро обновляются. Круговые складки вначале обнаруживаются только в начале тонкой кишки, с возрастом они появляются и в дистальных отделах.

Кишечные железы у детей более крупные, чем у взрослых. Лимфоидная ткань и ее ростки разбросаны по всему кишечнику. Только с возрастом начинают образовываться пейеровы бляшки. В тонкой кишке детей хорошо развита лимфатическая система.

Толстая кишка состоит из отделов и развивается после рождения. Так, ленты (tenia coli) у новорожденных плохо выражены, гаустры отсутствуют до 6 месяцев. Нет полного заполнения толстой кишки правой подвздошной области. У детей до 4 лет восходящая ободочная кишка по своей длине больше нисходящей. Только после 4 лет строение толстой кишки такое же, как у взрослых.

Слепая кишка у детей располагается выше правой подвздошной ямки, поэтому восходящее колено толстой кишки у детей часто неразвито. Брыжейка этого органа подвижна.

Только к концу первого года заканчивается формирование слепой кишки. Аппендикс у детей относительно длинный, расположен выше, чем у взрослых, в нем нет сфинктеров, плохо развит мышечный слой.

Лимфоузлы в аппендиксе созревают только к 10—14 годам.

Ободочная кишка у детей в виде обода огибает петли тонкой кишки. Восходящая ее часть у новорожденных короткая. После года размеры ее увеличиваются.

Далее идет поперечная часть толстой кишки. К году ее длина равна 23—28 см, к 10 годам она увеличивается до 35 см. Нисходящая часть более узкая, чем предыдущие отделы, с возрастом происходит ее рост в длину.

Сигмовидная, или S-образная, кишка у новорожденных длинная и подвижная. С возрастом ее рост продолжается. У детей раннего возраста она располагается в брюшной полости (из-за недоразвития малого таза), только с 5 лет она располагается в малом тазу.

Прямая кишка у детей первых месяцев жизни относительно длинная. У новорожденных ампула прямой кишки не развита, заднепроходные столбы и синусы не сформированы, плохо развита окружающая жировая клетчатка.

Свое окончательное положение прямая кишка занимает к двум годам жизни.

Поэтому у детей раннего возраста легко возникают выпадения слизистой оболочки прямой кишки, чему способствует плохо развитый мышечный слой прямой кишки.

У детей, как и у взрослых, сокоотделение в толстой кишке небольшое, но оно резко возрастает при механическом раздражении кишки. В толстой кишке, в основном, происходит всасывание воды и формируются каловые массы. Функционально все органы пищеварения взаимосвязаны.

Поджелудочная железа у новорожденных окончательно не сформирована ни анатомически, ни функционально. В процессе роста увеличиваются ее размеры, повышается активность выделяемых ферментов, развивается экзокринная функция.

Печень у новорожденного — один из самых крупных органов. У детей раннего возраста она занимает 1/3—1/2 объема брюшной полости. С возрастом относительные размеры печени еще более увеличиваются.

Так, к 11 месяцам происходит удвоение ее массы, к 2—3 годам она утраивается, к 7—8 годам увеличивается в 5 раз, к 16—17 годам — в 10 раз, к 20—30 годам в 13 раз. В связи с большими размерами у детей до 5—7 лет печень выходит из-под реберного края на 2—3 см.

С 7 лет нижний край печени остается в пределах реберной дуги.

После рождения происходит дальнейшее формирование функциональной единицы печени — дольки печени. С возрастом она начинает напоминать ограниченный шестигранник.

Желчный пузырь у новорожденных обычно прикрыт печенью. Поэтому его пальпация невозможна. Основная функция — скопление и выделение печеночной желчи. По форме он обычно грушевидный или цилиндрический, но может быть веретенообразным (S-образным).

С возрастом размеры желчного пузыря увеличиваются. Меняется его функция — он начинает выделять желчь иного, чем в младшем возрасте, состава.

Пузырный проток, сливаясь с печеночным протоком на уровне шейки желчного пузыря, образует общий желчный проток, длина которого с возрастом увеличивается.

Развитие и деятельность желудочно-кишечного тракта определяются в большей степени гормонами, образующимися в двенадцатиперстной кишке. Кроме того, они влияют на вегетативную нервную систему и эндокринный аппарат ребенка. В настоящее время описано более 20 гормонов желудочно-кишечного тракта.

Так, гастрин и энтероглюкагон способствуют развитию и дифференцировке слизистой оболочки, холецистокинин и панкреатический полипептид — развитию эндокринной функции поджелудочной железы. Имеется связь между гормональной активностью желудочно-кишечного тракта и гормональной активностью мозга, осуществляемой нейропептидами, которые участвуют в механизме запечатления и памяти.

Особенности пищеварения у детей

Новорожденный ребенок питается материнским молоком. Механизмы регуляции и функционирования лактотрофного питания включаются сразу после первого прикладывания ребенка к груди. Поскольку новорожденный начинает получать жидкую пищу, слюнные железы у него только начинают функционировать.

С возрастом слюноотделительная и ферментообразующая функции слюнных желез начинают усиливаться. Так, слюноотделение у новорожденного натощак составляет 0,01—0,1 мл/мин, а при сосании — 0,4 мл/мин. Активность α-амилазы слюны у новорожденных низкая, но к 2 годам она достигает наивысшей активности.

При грудном вскармливании ребенок получает большую часть ферментов из молока матери. Кроме α-лактазы в молоке содержится и липаза, которая расщепляет жир. В желудке грудного ребенка гидролизуется 1/3 женского молока.

Остальные ферменты также содержатся в молоке и активируются в желудочно-кишечном тракте ребенка.

Ферментообразующая функция поджелудочной железы у детей раннего возраста низкая. Активности ее ферментов достаточно для расщепления материнского молока. Активность ферментов поджелудочной железы возрастает к 5—6 месяцам, т. е. к моменту введения прикорма.

Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то ферментативная активность поджелудочной железы возрастает быстрее, чем на естественном вскармливании, однако в дальнейшем это может вызывать угнетение ферментативной функции поджелудочной железы. К 4—5 годам активность всех ферментов желудочно-кишечного тракта повышается.

Так, в желудке повышается активность пепсина, в тонкой кишке — ферментов поджелудочной железы: трипсина, химотрипсина, липазы, амилазы, фосфолипазы, кишечных ферментов, в том числе и дисахаридаз.

Печень у детей в возрастном аспекте включается в пищеварение постепенно, например выделение желчных кислот возрастает со временем. Поэтому чем меньше ребенок, тем больше в его кале жирных кислот, мылов, нейтрального жира.

С возрастом в кишечнике формируется и мембранное пищеварение. Внутриклеточное пищеварение лучше развито у маленьких детей (за счет пиноцитоза). С этим, в частности, связана большая частота аллергодерматозов у детей, вскармливаемых искусственно, что происходит за счет попадания в организм белка коровьего молока, который является аллергеном.

Для ребенка первых дней и недель жизни имеет значение происходящий в женском молоке аутолитический процесс, при котором питательные вещества гидролизуются за счет веществ, содержащихся в самом женском молоке. Только постепенно, с введением прикорма включаются механизмы собственных ферментных систем.

У детей раннего возраста всасывание пищевых ингредиентов имеет особенности. Так, белок, особенно лактоглобулины, практически в неизмененном состоянии проникают в кровь. Казеиноген же сначала створаживается под влиянием фермента химозина (сычужного фермента) в желудке.

Далее, в проксимальных отделах тонкой кишки, он начинает расщепляться до пептидов и аминокислот, которые активизируются и всасываются. Часть пептидов всасывается путем пиноцитоза.

Поэтому при кормлении искусственными смесями у детей раннего возраста легко возникает сенсибилизация к коровьему молоку.

Переваривание жира также зависит от вида вскармливания. Женское молоко содержит жиры с короткой цепочкой (С12). В коровьем молоке в основном содержатся длинноцепочечные жиры, которые должны расщепляться не аутолитические, а за счет панкреатической липазы в присутствии желчных кислот. У детей липолитическая функция поджелудочной железы низкая.

Всасывание жира происходит в проксимальных и средних отделах тонкой кишки. Гидролиз молочного сахара (лактозы) у детей происходит в области щеточной каймы кишечного эпителия. В женском молоке содержится β-лактоза, а в коровьем — α-лактоза.

Поэтому при искусственном вскармливании углеводный состав пищи меняется, и ребенок должен к этому приспосабливаться. До 30% детей имеют транзиторную лактазную недостаточность.

С этим связано большое количество поносов на смесях, содержащих β-лактозу.

Всасывание витаминов происходит в тонкой кишке, но у ребенка в первые недели и месяцы жизни все отделы тонкой кишки принимают участие во всасывании пищевых ингредиентов. Только С возрастом происходит смещение всасывания, в основном к проксимальным отделам.

Исследование органов пищеварения

Анамнез заболевания органов пищеварения собирают со слов как ребенка, так и его родственников, ухаживающих за ним.

Первое, о чем спрашивают, есть ли боли в животе; и если ребенок их дифференцирует, то каков их характер — тупые или острые. Выясняют зависимость их появления от времени приема пищи, связь с дефекацией.

Следующий вопрос о локализации болей. Если дети раннего возраста не локализуют боли, то дети после 3—5 лет начинают локализовать боль. Боли в животе могут также быть и психогенными и связанными с заболеваниями почек.

Третий вопрос о характере болевого синдрома. Боли могут быть приступообразными, постоянными, колющими, тупыми, ноющими. У детей раннего возраста боли в животе могут проявляться общим беспокойством, при этом ребенок «сучит» ногами. Чаще всего это связано с усиленным газообразованием в кишечнике, поэтому после отхождения газов дети успокаиваются.

Боль является интегративной функцией организма, мобилизующей разнообразные функциональные системы для защиты от вредящего фактора.

Следующие симптомы, о которых расспрашивают больного ребенка или его родителей, — диспепсические: отрыжка и срыгивание, тошнота и рвота, изжога, снижение или повышение аппетита, икота. Затем узнают, есть ли поносы, запоры, неустойчивый стул (запоры сменяют поносы), метеоризм, урчание.

Исследования поджелудочной железы производят с целью изучения экзокринной и эндокринной функций. Для этого в панкреатическом соке изучают активность ферментов, объем секрета, бикарбонатную емкость. Наряду с этим изучают скорость гидролиза панкреатическими ферментами при помощи радиокапсул. Часто исследуют ферменты поджелудочной железы в крови.

Биохимическими методами исследуют содержание билирубина и его фракций, белковообразовательной функции печени.

Источник: http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/osobennosti-organov-pischevareniya-u-detey.html

Особенности пищеварения у детей

Пищеварение у детей первого года жизни и его особенности

Система пищеварения у детей существенно отличается от таковой у взрослых. Вот поэтому некоторые продукты детям нужно давать с определенного возраста, и то — дозировано. Например, грибы. Как же меняется с возрастом эта система детского организма?

Возрастные особенности пищеварительной системы

Характерной особенностью детской системы пищеварения является нежность слизистых оболочек органов ЖКТ, обильное кровоснабжение и недоразвитие их эластичности.

Железы детского кишечника и желудка до периода школьного возраста развиты не до конца и малочисленны.

Поэтому в желудочном соке ребенка низкая концентрация соляной кислоты, а это снижает бактерицидные свойства пищеварения и, конечно же, повышает чувствительность деток к желудочно-кишечным инфекциям.

Количество желез в желудке интенсивно увеличивается до 10 лет, а в 14-15 лет почти соответствует уровню взрослого человека.

И состав ферментов желудочного сока меняется в первые годы жизни. Так, фермент химозин, действующий на молочные белки, активно вырабатывается железами желудка в первые 2 года жизни, затем его выработка снижается. У взрослых, для сравнения, этот фермент почти отсутствует.

Активность иных ферментов желудочного сока нарастает к 15-16 годам и в этом возрасте уже достигает взрослого уровня. Возрастной особенностью системы пищеварения ребенка является то, что до 10 лет очень активно в желудке происходят процессы всасывания.

У взрослых эти процессы осуществляются только в тонком кишечнике.

То есть развитие органов пищеварения у детей происходит параллельно с развитием всего организма. И это развитие делится на периоды первого года жизни, дошкольного возраста и подросткового.

В это время работа органов пищеварения контролируется нервной системой и зависит от состояния коры головного мозга. В процессе формирования системы пищеварения у детей легко вырабатываются рефлексы на время приема еды, её состав и количество.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста

Пищевод у деток раннего возраста имеет форму веретена. Он короткий и узкий. У детей в год жизни его длина составляет 12 см. На слизистой пищевода нет желез. Его стенки тонкие, но он хорошо снабжается кровью.

Желудок у детей раннего возраста расположен горизонтально. И по мере развития ребенка он занимает вертикальное положение. К 7-10 годам желудок уже размещен так, как у взрослых. Слизистая желудка толстая, а барьерная активность желудочного сока по сравнению с взрослыми низкая.

Главным ферментом желудочного сока служит сычужный фермент. Он обеспечивает створаживание молока.

Поджелудочная железа ребенка раннего возраста имеет маленькие размеры. У новорожденного это 5-6 сантиметров. Уже в 10 лет она вырастет втрое. Этот орган отлично снабжен кровеносными сосудами. Поджелудочная железа вырабатывает поджелудочный сок.

Самым большим органом пищеварительной системы в раннем возрасте, занимающим треть брюшной полости, является печень. В 11 месяцев ее масса удваивается, к 2-3 годам утраивается. Возможности печени в таком возрасте довольно низкие.

Желчный пузырь в раннем возрасте достигает размера 3 сантиметра. Грушевидную форму он обретает к 7 месяцам. Уже в 2 года детский желчный пузырь достигает края печени.

Для деток до года большое значение имеют вещества, поступающие с молоком матери. С введением прикорма активизируются механизмы систем ферментов ребенка.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у деток продолжается рост и развитие органов пищеварения. Однако по причине разных темпов общего роста и развития до 3 лет край печени выходит из зоны правого подреберья, без труда пальпируется на 1-2 см ниже дуги ребер.

Поджелудочная железа малыша очень активно развивается до 1 года, а затем скачок в ее развитии происходит в 5-7 лет. По своим параметрам этот орган достигает уровня взрослого лишь к 16 годам. Такие же темпы развития характерны печени ребенка и всем отделам кишечника.

В связи с развитием органов пищеварения деткам до 3 лет нужны ограничения в питании.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте у детей острые расстройства пищеварения встречаются очень часто. Однако протекают они чаще всего легче, нежели у деток первого года жизни.

Родителям детей дошкольного возраста важно правильно кормить детей, учитывая и рост их зубов, и режим, и сбалансированность питания.

Тяжелые для желудка продукты, с которыми легко справляется желудок взрослого человека, нередко отторгаются детским организмом, вызывая несварение желудка.

Пищеварение у подростков и его особенности

В подростковом возрасте органы пищеварения уже развиты хорошо. Они активно функционируют, а сам процесс пищеварения почти не отличается от взрослых. Частота опорожнения кишечника в подростковом возрасте составляет 1-2 раза в день.

В 12 лет на гладкой ранее поверхности поджелудочной железы появляется бугристость. Эти бугорочки обусловлены выделением долек поджелудочной железы.

Печень детей тоже активно увеличивается. Так, к 8 годам она вырастает в 5 раз по сравнению с размером при рождении, к 16-17 годам ее масса возрастает в 10 раз.

Следует отметить, что уже с 7 лет нижний край этого органа не пальпируется в положении лежа. К 8 годам жизни гистологическое строение печени ребенка такое же, как и у взрослых.

 Жёлчный пузырь к 10-12 годам возрастает в размерах почти в 2 раза.

Необходимо учесть специфику строения желудочно-кишечного тракта подростков при организации их питания. Речь идет о ежедневном соблюдении режима питания и его организации в школе. Ведь диетологи констатируют, что для развития здоровой системы пищеварения детям школьного возраста нужно принимать пищу четыре раза в день в связи с их энергетическими затратами.

Нарушение пищеварения у детей

Проблемы с желудочно-кишечным трактом у детей возникают довольно часто. Особенно это характерно раннему возрасту. Диарея либо запор не только портят самочувствие детей, но и заставляют родителей корректировать их питание.

Если у вашего ребенка в дошкольном возрасте такие расстройства возникают часто, то не следует полагаться на себя, а нужно проконсультироваться у хорошего опытного педиатра.

Обращаться к доктору родители должны и потому, что только врач может определить начало серьезной патологии.

Диарею может вызывать инфекция, а функциональную диарею провоцируют даже стрессы ребенка. Тогда у него стул кашицеобразный или жидкий. Возникает он 2-4 раза в сутки, но без примесей гноя и крови.

Немытые руки и грязная вода, даже проглоченная невзначай при купании, несвежие продукты или недостаточно обработанные термически являются главными причинами кишечных инфекций у детей.

Симптомы кишечных инфекций — это рвота и частый понос, боли в желудке и повышение температуры тела. Когда у ребенка случается диарея, то только врач может исключить хирургическую патологию и инфекцию в кишечнике.

опасность детских кишечных инфекций — обезвоживание организма. Дитя с поносом утрачивает много жидкости, а пить вволю не может из-за рвоты.

Предупреждение кишечных инфекций — это соблюдение простых правил гигиены:

  1. Употребление лишь кипяченой или минеральной столовой воды.
  2. Мытье рук перед едой и после туалета.
  3. Табу на покупку продуктов со стихийных рынков, особенно тех, которые продаются с земли. Отсутствие санитарного контроля может спровоцировать серьезные проблемы с пищеварением. Например, на таких рынках часто продают молоко лейкозных коров.
  4. Правильное хранение продуктов и контроль над сроками их годности.
  5. Тщательное мытье овощей и фруктов перед их употреблением. 

Огромное значение в профилактике расстройств пищеварения играет диетическое питание. Дети хотя бы до шестимесячного возраста должны питаться материнским молоком.

Это их иммунитет и своеобразная прививка для органов ЖКТ. Детишек до трехлетнего возраста нельзя кормить жирными и острыми продуктами, шоколадом и наваристыми бульонами.

Пища для таких малышей должна готовиться на пару. Хорошо, если вы будете запекать ее, а не жарить.

Не менее распространенной проблемой нарушения пищеварения у детей является запор. Его провоцирует обычно ранний переход на искусственное вскармливание, введение прикорма раньше срока, недостаток жидкости у ребенка.

Родители должны знать об еще одной особенности запоров у детей. Это подавление позыва на дефекацию за пределами дома. Такое явление характерно стеснительным ребятишкам и может происходить, например, в период адаптации к садику. Со временем такая негативная привычка приводит к затвердению каловых масс, травмированию слизистой прямой кишки. Следствием этого бывает боязнь дефекации.

А еще запоры могут быть результатом хронических патологий пищеварительной и эндокринной систем, частого употребления определенных лекарств. Поэтому родителям нужно следить за стулом малыша, за изменениями в его поведении и вовремя обращаться за помощью к педиатрам во избежание развития хронических недугов пищеварения.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/zdorove-rebenka/osobennosti-pishchevareniya-u-detej.html

Строение и функции органов пищеварения у детей. Часть 1

Пищеварение у детей первого года жизни и его особенности

К моменту рождения развитие различных отделов пищеварительной системы ребенка полностью не завершается, хотя уже с 3 – 4 месяцев внутриутробной жизни функционируют кишечник и печень плода, выделяя пищеварительные соки и желчь. Желудок и поджелудочная железа несколько отстают в своем развитии, и пищеварительная функция их начинает определяться только у шестимесячного плода.

          Плод, начиная с 3 – 4 месяцев, совершает глотательные движения, заглатывая околоплодную жидкость, содержащую белки, сахара, мочевину, минеральные вещества и гормоны. Из этих веществ, а также из пищеварительных соков кишечника и желчи у него образуется первородный кал — меконий.

Полость рта

Пищеварительная система начинается с полости рта, которая у новорожденных и детей раннего возраста относительно небольшая, покрыта нежной, богатой кровеносными сосудами, ярко-розовой слизистой оболочкой. Полость рта новорожденного ребенка имеет некоторые особенности.

Так, слизистая оболочка губ с поперечными складками способствует лучшему охватыванию соска при сосании.

Способствуют акту сосания, созданию отрицательного давления в полости рта расположенные в толще щек заметно выраженные жировые комки — так называемые подушечки Биша и валикообразные утолщения на деснах.

Акт сосания состоит из трех последовательных фаз: аспирации (создание разряжения в полости рта), сдавливания соска и проглатывания молока.

Охватывая сосок и часть околососкового кружка губами, ребенок движением языка и нижней челюсти создает разрежение в полости рта, которое поддерживается подушечками Биша, затем надавливает челюстями на область околососкового кружка, выдавливает молоко из выходных протоков молочных ходов и проглатывает его. Каждому глотательному движению предшествует несколько сосательных.

Во время акта сосания ребенок заглатывает и некоторое количество воздуха, который, поднимаясь но пищеводу вверх, может вызвать отрыжку или, если вместе с ним захватывается часть молока из желудка, срыгивание. Поэтому после кормления грудью ребенка необходимо некоторое время подержать в вертикальном положении, пока не выйдет проглоченный им с пищей воздух.

Слюнные железы

Слюнные железы у новорожденного ребенка развиты недостаточно, слюны выделяют мало, чем и объясняется сухость слизистой оболочки полости рта.

Уже в слюне новорожденного в небольшом количестве обнаруживаются пищеварительный фермент амилаза, необходимый в последующем для переваривания сложных углеводных соединений, например крахмала, а также лизоцим — вещество, осуществляющее иммунологическую защитную функцию организма.

Слюна у новорожденного способствует створаживанию молока в желудке более нежными хлопьями, а также выполняет роль герметизатора ротовой полости во время акта сосания.

В процессе раннего развития ребенка, по мере развития  его организма слюнные железы увеличиваются, в них нарастает количество секретирующих клеток и соответственно количество слюны и се ферментативная активность. Этот процесс продол­жается до 10-летнего возраста.

Но уже в возрасте 3-4 месяцев слюнные железы достигают значительного развития и именно в этот период у детей наблюдается постоянное (физиологическое) слюнотечение.

Объясняется это тем, что слюны выделяется много, а способность глотать се еще полностью не выработалась. Наибольшая ферментативная активность слюны наблюдается у детей в возрасте 2—7 лет. На секрецию слюны оказывает влияние и характер пищи.

Например, па коровье молоко выделяется больше слюны, чем на женское, а на кисломолочные смеси — вдвое больше, чем на коровье.

Язык новорожденного

Язык новорожденного короткий, широкий, относительно большого размера, с тремя отчетливо выраженными мышечными слоями и развитой сетью кровеносных и лимфатических сосудов. На поверхности языка расположены сосочки с вкусовыми луковицами.

Твердое нёбо новорожденного плоское. Мягкое нёбо расположено более горизонтально, чем у взрослых. Глотка находится практически на одном уровне с твердым нёбом.

Миндалины

Миндалины наиболее интенсивно развиваются в течение первого года жизни, а в возрасте 2—3 лет часто значительно гипертрофируются и, закрывая носоглоточ­ные отверстия, затрудняют дыхание. После 14—16 лет размер миндалин уже соответствует размеру миндалин взрослого человека.

Зубы

Зубы появляются у детей в возрасте 6—8 месяцев, то есть в тот период, когда начинает меняться пищевой рацион. Молочные зубы (всего 20) прорезаются в такой последовательности: в 6—8 месяцев — нижние средние резцы, еще через 1 — 1,5 месяцев — верхние средние резцы, затем верхние боковые и нижние боковые резцы.

К концу первого — началу второго года жизни у ребенка обычно имеется 8 зубов, а к двум годам — 20 зубов. Малые коренные зубы прорезаются в 12 — 15 месяцев, клыки — в 17 — 20 месяцев и к концу второго года жизни — вторые малые коренные зубы. С 5 — 6 лет начинается процесс выпадения молочных зубов и разви­тия постоянных.

Пищевод

Пищевод у новорожденных и детей раннего возраста имеет воронкообразную форму. Верхняя часть пищевода сплющена (это обусловлено двусторонним давлением трахеи и позвоночника), в средней так называемой кардиальной части он расширен, а ближе к желудку приобретает цилиндрическую форму. Мышечные слои развиты слабо.

Нежная слизистая оболочка, покрываю­щая его внутреннюю поверхность, богата кровеносными сосудами. Слизистые железы развиты слабо, поэтому внутренняя поверхность пищевода всегда сухая и легкоранимая.

По мере развития ребенка изменяются не только размеры, но и форма органа — исчезает воронкообразность и постепенно формируется пищевод, характерный для взрослого человека.

Желудок

Желудок новорожденного, расположенный в левом подреберье, имеет цилиндрическую форму. Мышечный слой его плохо развит, вход в желудок широкий и это в значительной степени способствует срыгиванию пищи. В течение первого года жизни желудок ребенка расположен горизонтально.

С момента, когда ребенок начинает ходить, желудок постепенно принимает вертикальное положение. Слизистая оболочка — толстая, со слабо выраженными складками и с густой сетью кровеносных сосудов. Мышечный слой развит умеренно.

Секреторные железы желудка ребенка вырабатывают те же пищеварительные соки, что и у взрослого, только активность их значительно ниже.

Переваривание в желудке поступившей пищи у детей раннего возраста происходит при пониженной кислотности, так как секреторные клетки слизистой оболочки вырабатывают недостаточное количество соляной кислоты. Перевариванию белков способствуют содержащиеся в желудочном соке ферменты — химозин, гастриксин, пепсин, катепсин.

В зависимости от характера вскармливания изменяется и активность процесса переваривания белков. Известно, что при переводе на искусственное вскармливание постепенно начинает возрастать кислотность желудочного сока и активность ферментов, расщепляющих белки.

Это свидетельствует о значительных функ­циональных резервах секреторных желез желудка у доношенных детей раннего возраста.

Уже к 8—10-месячному возрасту кислотность желудочного сока и его пищеварительная активность в отношении белков значительно возрастает, к 3 годам приближается к показателям взрослого человека и к 10 — 13 годам становится такой же, как у взрослых.

Переваривание жиров в желудке у детей раннего возраста происходит большей частью при участии фермента липазы, которая в значительном количестве содержится в грудном молоке. В то же время жиры коровьего молока в желудке детей раннего возраста почти не перевариваются, а значит, и не усваиваются, потому что активность желудочной липазы недостаточна для их переваривания.

Углеводы, поступающие с пищей, частично расщепляются в желудке йод влиянием фермента слюны амилазы. Эвакуация пищи из желудка у новорожденных и грудных детей замедленная, что объясняется несовершенством нерв­ных регуляторных механизмов.

При естественном вскармливании желудок освобождается от пищи через 2,5 часа, а при искусственном этот период удлиняется и составляет 3—4 часа.

В первые месяцы жизни желудок растет особенно интенсивно. Вместимость его с возрастом заметно увеличивается. У доношенного новорожденного она составляет 30—35 мл, в 3 месяца — 100 мл, в 12 месяцев — 250—300 мл, в 2—3 года — 400—600 мл. К десятому году жизни желудок приобретает форму, характерную для желудка взрослого человека. 

По материалам книги Дерюгиной М.П.

«Диетическое питание детей»

Источник: https://www.dgorodok.ru/zdorove/novorozhdennyj/ob-osobennostyakh-novorozhdennogo/112-stroenie-i-funktsii-organov-pishchevareniya-u-detej-chast-1

Пищеварительная система новорожденных и её особенности

Пищеварение у детей первого года жизни и его особенности

Пищеварительная система новорожденного ребенка имеет ряд отличий от пищеварительного тракта взрослого человека. Речь идет и о степени развитости органов ЖКТ, и об их функциональности.

Самый наглядный пример – срыгивание, которое всегда происходит у младенцев, и никогда – у здоровых взрослых.

Ещё одно функциональное отличие пищеварения у новорожденных детей от подобного процесса у взрослых – количество испражнений: у грудничков кал отходит в несколько раз чаще.

Органы пищеварительной системы младенца

Полость рта у новорожденных и детей раннего возраста относительно небольшая, ее слизистая оболочка легко ранима, язык короткий и широкий.

Этот орган пищеварения новорожденного полностью приспособлен для сосания, чему способствуют:

1) жировые комочки, которые располагаются в толще щек;

2) валикообразные утолщения щек;

3) поперечная исчерченность слизистой оболочки губ.

Такие органы пищеварительной системы новорожденных, как слюнные железы, в первые месяцы жизни развиты недостаточно, слюны выделяется мало. Но к 4 месяцам они начинают функционировать активно, появляется физиологическое слюнотечение, связанное с тем, что ребенок не умеет глотать слюну.

Ребенок первых месяцев жизни принимает пищу только путем сосания. При сосании ребенок охватывает губами сосок матери и околососковый кружок. Рефлекторно мышцы соска сокращаются, сосок удлиняется. Между языком и нижней челюстью в полости рта создается разряженное пространство с отрицательным давлением.

В это время ребенок сжимает челюсти и выдавливает молоко из выводных протоков. Одному глотательному движению предшествуют несколько сосательных. Иногда вместе с молоком ребенок заглатывает воздух, что ведет к срыгиванию.

Для предупреждения этого после кормления грудью ребенок должен быть перемещен в вертикальное положение.

Активность сосательных движений является не только показателем зрелости младенца, но в большей степени показателем его здоровья, так как в случае болезни малыш вяло берет грудь. Если ребенка сразу после родов не приложить к груди, спустя 12 часов сосательный рефлекс начинает ослабевать.

Пищевод у новорожденного имеет длину 10 см, ширину 5-8 мм, в 1 год его длина составляет 12 см. Этот орган пищеварения у грудных детей широкий и короткий, физиологические сужения не развиты, они формируются в более старшем возрасте. Особенностями пищевода являются слабое развитие мышечной и эластичной ткани, отсутствие желез на слизистой оболочке.

Желудок расположен в левом подреберье. До 1 года он располагается горизонтально. Когда ребенок начинает ходить, этот орган пищеварительной системы новорожденного принимает вертикальное положение.

Сфинктер во входной части желудка развит недостаточно, что способствует срыгиванию. Объем желудка доношенного новорожденного составляет 30-35 мл, у ребенка 3 месяцев — 100 мл, в 1 год — 500 мл, к 8 годам — 700-800 мл.

Уже в периоде новорожденности составные части желудочного сока такие же, как у взрослых. Он содержит соляную кислоту, пепсин, липазу и пр. К 4 месяцам эти ферменты содержатся в достаточном для пищеварения количестве и имеют большую активность, чем в периоде новорожденности.

Особенность пищеварительной системы новорожденных ещё и в том, что кишечник грудного ребенка относительно длиннее, чем у взрослого. Его слизистая оболочка развита, обильно снабжена кровеносными сосудами. Характерной чертой кишечника в грудном возрасте является повышенная проницаемость его стенок, что способствует развитию токсикоза при различных заболеваниях.

У детей слепая кишка и червеобразный отросток подвижны, последний занимает нетипичное положение позади слепой кишки или в малом тазу.

Сроки эвакуации пищи из желудка зависят от вида вскармливания. Грудное молоко находится в желудке 2— 3 часа, а молочные смеси из коровьего молока — 3-4 часа.

У грудного ребенка пищеварительная система развита таким образом, что всасывание происходит активнее, чем у взрослых, однако барьерная функция за счет высокой проницаемости и других факторов является недостаточной, поэтому токсины, микробы и другие патогенные агенты легко проходят через стенку кишечника.

Продолжительность прохождения пищи через кишечник в процессе пищеварения у новорожденного ребенка различна, зависит это от возраста: в 1-6-месячном возрасте она составляет от 4 до 20 часов; у более старших детей — около 1 суток; при искусственном вскармливании пищеварение длится до 2 суток.

Особенности пищеварения новорожденных детей раннего возраста

Стул ребенка различен в различные возрастные периоды и зависит от характера вскармливания, характера функционирования пищеварительных желез.

Характерная особенность пищеварения новорожденных – наличие мекония (кала, образующегося в кишечнике плода). Он состоит из секретов различных отделов пищеварительного тракта, эпителия, проглоченных околоплодных вод.

Сразу после рождения он темно-зеленый, с первого по четвертый день — коричневатый, а затем становится золотисто-желтым. Частота испражнений здорового ребенка — от 1 до 4 раз в сутки.

У некоторых детей стул бывает 1 раз в 2-3 дня.

Кал грудного ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, более светлой окраски, имеет более плотную консистенцию и более резкий гнилостный запах.

По мере роста ребенка частота стула уменьшается, он становится плотным. После 1 года он бывает 1-2 раза в сутки.

Во внутриутробном периоде желудочно-кишечный тракт ребенка стерилен. Микроорганизмы попадают в него уже при прохождении через родовые пути матери, затем через рот и при контакте малыша с предметами окружающей среды.

В таких органах пищеварительной системы младенца, как желудок и двенадцатиперстная кишка, микрофлора скудная. В тонком и толстом кишечнике она более разнообразна и зависит от вида вскармливания.

При вскармливании грудным молоком основной флорой является бифидобактерия, ее росту способствует бета-лактоза женского молока.

После введения прикорма и при переводе на искусственное вскармливание в кишечнике начинает преобладать кишечная палочка, относящаяся к условно-болезнетворным бактериям.

Особенности пищеварения детей раннего возраста заключаются в том, что основные функции кишечной микрофлоры сконцентрированы на создании иммунологического барьера, синтезе витаминов и ферментов, окончательном переваривании остатков пищи.

При заболеваниях пищеварительного тракта может возникнуть дисбактериоз, при котором бифидобактерии, кишечные палочки вытесняются болезнетворными микробами. Очень часто дисбактериозы возникают у детей при применении антибиотиков.

Статья прочитана 10 856 раз(a).

Каждый орган пищеварительной системы выполняет свою функцию, от их слаженной работы зависит насыщение организма необходимыми для нормальной жизнедеятельности веществами …

Микрофлора тонкого и толстого кишечника – это группа микроорганизмов в ЖКТ, живущая в тесном взаимодействии с носителем. И человек, и кишечная флора находятся в симбиозе, …

От правильной работы желудочно-кишечного тракта зависит не только вес человека, но и общее здоровье организма. Если все основные функции ЖКТ выполняются четко, без …

Нефрологи выделяют одиннадцать функций почек в организме, в этой статье подробно рассмотрены восемь основных из них. Кроме того, вы узнаете о строении нефрона почки, …

Основных функций печени десять, и каждая из них очень важная для организма. Именно эта самая крупная железа всех позвоночных обезвреживает токсины, а у плода выполняет …

Выполнение экзокринной функции поджелудочной железы обеспечивается железами внешней секреции. В данной статье будет рассмотрен механизм эмульгирования и гидролиза …

Основная функция пищеварительной системы человека заключается в переваривании пищи. После термо- и химобработки продукты расщепления всасываются в кровь и лимфу, …

Говоря об особенностях костной системы новорожденного, отдельно рассматривается строение и функциональные отличия опорно-двигательного аппарата и черепа. Помимо …

Пищеварительная система новорожденного ребенка имеет ряд отличий от пищеварительного тракта взрослого человека. Речь идет и о степени развитости органов ЖКТ, и об …

Общее представление о половых органах мужчин и женщин подростки получают ещё в средней школе. Практика показывает, что, не сталкиваясь с проблемами в данной области, …

Что вы знаете об анатомии полости рта, зубов и их функциях? Можно держать пари, что если вы не являетесь дантистом, ваши познания ограничиваются перечнем основных названий …

Говоря «желчный темперамент» или «желчный характер», имеется в виду, что человек, мягко говоря, не слишком приятен в общении. Объясняется это тем, что в состав желчи …

Одно из главных мест в системе желчевыводящих путей занимает желчный пузырь – непарный орган, служащий своеобразным «накопителем» желчи, которую выделяет печень. …

Строение периферической нервной системы человека не менее высокоорганизованно, чем строение ЦНС. Именно с поражением ПНС связано развитие целого ряда заболеваний …

Основные функции центральной нервной системы, наряду с периферической являющейся частью общей НС человека, – проводниковая, рефлекторная и контролирующая. Высшим …

Основу строения нервной системы составляют нервы и нейроны. Её изучением занимается несколько научных дисциплин, в том числе нейроанатомия, нейрофизиология, молекулярная …

От того, насколько крепок позвоночный столб человека, во много зависит трудоспособность организма, его выносливость, красивая осанка и походка. Кроме того, функции …

Являясь частью эндокринной системы человека, гипоталамус и гипофиз тесно взаимодействуют.При непосредственном участии гипоталамуса вырабатываются специальные вещества, …

Источник: http://med-pomosh.com/?p=6244

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.